MIGnews.com
MIGnews.com
23 Февраля  2001, Пятница 00:29   архив | расширенный поиск новостей
Правительство заплатит по долгам дважды: деньгами и портфелями
17.02 13:33 | Наталия Ипатова MIGnews.com

В прошлом году, подготавливая "Бюджет-2001", российское правительство понадеялось на чудо. Но чудес, как всегда, не хватает, ибо они – категория дефицитная. В итоге к середине февраля правительство вынуждено было признать наличие в бюджете дыры, и немалой – в 182,95 миллиарда рублей. Для сравнения скажем, что эта сумма – почти весь оборонный бюджет России на этот год.

О том, что дыра появится, было известно еще в прошлом году, когда правительство, во-первых, исключило из расходной части бюджета выплату части долгов Парижскому клубу (понадеявшись, что Парижский клуб войдет в тяжелое положение России и согласится на очередную реструктуризацию). А во-вторых, кабинет министров включил в доходы бюджета еще не полученные кредиты от МВФ и Мирового банка – несмотря на то, что вероятность поступления этих денег представлялась большинству экономистов весьма сомнительной. Но "надежда умирает последней" – это в России хорошо знают. Вот в правительстве этой кончины и дожидались.

Дождались. На этой неделе сначала министр Герман Греф в Германии, а затем и премьер-министр Касьянов в Москве признали: платить будем, и платить будем все.

В принципе, заявления о том, что платить мы, конечно, будем, звучали и раньше – они, в частности, исходили от российского президента. Однако нынешние слова российских руководителей существенно отличаются от всего, что было сказано до сих пор: теперь тот же Касьянов не просто констатирует необходимость возвращения долгов – он называет источники, которые предполагается задействовать при поисках дополнительных средств.

Надо сказать, что правительство долго сопротивлялось, изо всех сил стараясь не верить в неизбежное. Напомним, что новый век начался с “пробного шара”, запущенного вице-премьером Алексеем Кудриным, который поведал мировой общественности, что в первом квартале Россия платить Парижскому клубу не намерена. И что вообще в этом году от России следует ждать выплаты лишь процентов, но никак не основного долга. Кудрин объяснил, что это решение - не послепраздничная прихоть российских властей: просто в бюджете денег на эти цели не предусмотрено. А бюджет – это закон. А российское правительство – исключительно законопослушно.

Что было дальше – известно всем: кредиторы перешли в наступление. России пригрозили дефолтом, отлучением от “большой восьмерки” и прочими разнокалиберными неприятностями. А тут еще президентский советник по экономике Андрей Илларионов масла в огонь подлил, обвинив российское правительство в некомпетентности и прочих смертных грехах, предупредив, что платить-то все равно придется.

Как выяснилось, Илларионов был прав – хотя бы в той части, что платить все равно придется. Что касается обвинений кабинета министров в профнепригодности, эта тема может получить развитие в самое ближайшее время.

Приняв историческое решение – платить все – правительство теперь должно изыскать деньги. Те самые, недостающие (с учетом неизбежности платежей и кредитов, не полученных от МВФ) почти 183 миллиарда рублей – более 6,3 миллиарда долларов. В принципе, места, где российское правительство обычно берет недостающие деньги, хорошо известны. Это – выпуск ГКО, это – продажа государственных пакетов акций, это – “усиление и углубление” налогового контроля, это – повышение таможенных пошлин. И это – дополнительные доходы за счет более высоких, нежели планировалось, цен на нефть.

С дополнительными доходами, впрочем, вышла неувязочка. По давней российской привычке делить шкуру неубитого медведя, дополнительные доходы были заранее поделены. То есть, официально, в основной бюджет они включены (поскольку они – дополнительные), но уже решено, как эти деньги тратить будут. Разборки вокруг дележа допдоходов осенью прошлого года уже создали было некоторую напряженность в отношениях между правительством и Госдумой. Однако тогда правительству удалось достичь с депутатами компромисса, согласно которому “первую порцию” допдоходов было решено делить между выплатой долгов и социальными допрасходами в соотношении 70 к 30, а “вторую порцию” – пополам.

Теперь правительство решило посягнуть на все допдоходы – за исключением расходов на увеличение зарплат бюджетникам, военнослужащим, работникам прокуратуры и судов. Эти 27 миллиардов рублей предлагается не трогать, а все остальное – отдать кредиторам.

Председатель комитета Госдумы по бюджету и налогам Александр Жуков сразу же заявил, что подобное предложение встретит “неприятие и протест у большей части депутатов”. “Честно говоря, я просто не вижу даже у этого правительства такого политического ресурса, который мог бы заставить Думу проголосовать за такой законопроект” – признался Александр Жуков.

Последующие высказывания депутатов подтвердили правоту слов председателя комитета по бюджету и налогам. “За” то, чтобы направить львиную долю допдоходов на погашение долгов Парижскому клубу сегодня готовы голосовать лишь СПС и “Яблоко”. “Единство” держит паузу. Прокремлевская группа “Народный депутат” намерена поставить вопрос о запрете всех выплат до пересмотра парламентом советской части долга (ее руководитель Константин Райков решил, что сейчас – самое время разобраться, почему это вдруг Россия должна платить за все республики бывшего СССР – видимо, творчески переосмыслив слова Путина о том, что руководство России, беря на себя обязательства всего Союза, недостаточно хорошо подумало). Коммунисты и жириновцы – категорически против пересмотра бюджета, но – за пересмотр правительства.

О том, что долговой вопрос, в конечном итоге, может обернуться самым серьезным за последнее время правительственным кризисом, говорят и представители “правых” фракций. Так, Александр Жуков отметил, что отклонение Думой поправок к бюджету может повлечь инициирование вопроса об отставке правительства.

Действительно, обвинить правительство в непрофессионализме сегодня – легче легкого. Обещали урегулировать все вопросы с кредиторами – и не смогли. Не справились, несмотря на то, что до сих пор Касьянов пользовался репутацией исключительно опытного и умелого переговорщика.

Правда, в последнее время появилась версия, что все случившееся – вовсе не неудача правительства, а напротив – результат тонкой игры с кредиторами. Мол, если бы правительство с самого начала включило все необходимые деньги в бюджет, то не было бы повода добиваться переговоров с Парижским клубом. Теперь же такие возможности есть: во-первых, кабинет министров продемонстрировал, что намерен вести себя честно и платить, а во-вторых, Дума ему в этом будет всячески препятствовать. В такой ситуации Парижский клуб, мол, просто обязан будет поддержать честное правительство и согласиться на реструктуризацию – если не в этом году, то в “пиковых” 2003-2005 годах (когда Россия предстоит вернуть самые крупные суммы).

Правда, депутаты могут не проникнуться глубиной замысла правительства и все же призвать его к ответу. Потому что как ни крути, но одно дело – с самого начала не рассчитывать на дополнительные деньги для культуры, образования, сельского хозяйства и науки, и совсем другое – рассчитывать, пообещать, получить за это благодарность избирателей, а потом отобрать, пойдя на попятный.

Впрочем, последнее слово, как обычно, остается за Кремлем. Если Путин действительно намерен (как прогнозируют многие СМИ) существенно изменить состав правительства, окончательно избавившись от “ельцинского наследства ” (к которому, кстати, принадлежит и премьер-министр Касьянов) – ему предоставляется замечательная возможность осуществить это.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Внутренняя политика России



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей