|
|
28 Мая 2001, Понедельник 21:51 | архив и расширенный поиск новостей |
|
АналитикаСНГ
Победа коммунистов на парламентских выборах в Молдавии может в перспективе превратить российско-белорусский союз в российско-белорусско-молдавский. Однако одновременно могут возникнуть новые сложности в решении проблемы Приднестровья. Парламентские выборы в Молдавии еще на этапе предвыборной кампании окрестили сражением между Востоком и Западом. Точнее – между пророссийской и прорумынской ориентацией Молдавии. За более тесные связи с Россией выступали коммунисты и, в определенной степени, центристский блок “Альянс Брагиша”, названный по имени премьер-министра республики Думитру Брагиша. Правые же партии видели будущее Молдавии в объединении с Румынией. Победили коммунисты – по предварительным данным Центральной избирательной комиссии республики, они получили 50,2 процента голосов, и теперь могут рассчитывать более чем на 60 парламентских мандатов (всего в парламенте – 101 место). Лидер компартии Молдавии уже подтвердил, что все предвыборные обещания остаются в силе: в частности, это касается придания русскому языку наряду с молдавским статуса государственного и вступление Молдавии в Союз России и Белоруссии. Очевидно, что в российско-молдавских отношениях открывается новая страница. Содержание которой, без сомнения, понравится российским левым – однако может вызвать вопросы со стороны российских политиков демократической направленности. До сих пор отношения России и Молдавии развивались в нескольких направлениях. Во-первых, это приднестровская проблема: статус Приднестровской республики по-прежнему сохраняется неопределенным, и на ее территории по-прежнему остаются российские войска. Во-вторых, энергетика: Молдавия импортирует 98% всех энергетических ресурсов, и в основном - из России. Наконец, в последние годы стала оживляться российско-молдавская торговля (неэнергетического содержания): Россия вновь полюбила молдавские продукты – консервы, фрукты-овощи, и, конечно, вино. Но если развитие торговых отношений происходило в основном за счет усилий частного бизнеса, то в двух других направлениях – энергетическом и приднестровском – регулярно проходили переговоры на высшем государственном уровне. Так, в июне прошлого года Владимир Путин совершил рабочий визит в Молдавию, по итогам заявив, что Россия “кровно заинтересована” в том, чтобы Молдавия была независимым, территориально целостным, демократическим государством, которое развивается динамично и “является фактором стабильности в регионе”. Естественно, на переговорах с президентом Молдавии Петру Лучински шла речь и о приднестровском конфликте. При этом Путин дал понять, что Россия рассматривает Молдавию как “единственный субъект международного права”, но при строгом соблюдении интересов всех граждан, проживающих на ее территории” А через несколько месяцев, в сентябре, Россию посетил премьер-министр Молдавии Думитру Брагиш. Премьер-министр говорил со своими российскими коллегами о наболевшем – о газе и электроэнергии (Молдавия должна России за энергоносители около 900 миллионов долларов – по российским оценкам), но высказался и в отношении Приднестровья. Думитру Брагиш признал, что его страна заинтересована в более активном участии российской стороны в проведении переговорного процесса по приднестровской проблеме. Между тем, Россия в последние годы вопросами Приднестровья занималась скорее по необходимости, нежели из искреннего желания внести ясность в сложившуюся ситуацию. Российские власти, похоже, устраивало то состояние “законсервированности” конфликта, которое сложилось в регионе. Напомним, что вооруженное противостояние между самопровозглашенной Приднестровской Молдавской Республикой и Молдавией началось с осени 1990 года. Разгар конфликта пришелся на март-июль 1992 года: в это время районах Бендер и Дубоссар шли настоящие бои, с применением артиллерии и танков. Именно с Приднестровьем связано начало политической карьеры генерала Лебедя – возглавляемая им 14-я армия, заняв позицию так называемого “вооруженного нейтралитета”, смогла переломить ситуацию и прекратить эскалацию военного конфликта (кстати, военные тогда действовали фактически в разрез с линией, проводимой российским МИДом). После этого Приднестровская республика продолжала де-факто вести жизнь отдельного государства – со своим президентом, парламентом, своим государственным языком. Между Молдавией и Приднестровьем даже существует “экономическая граница” с таможенными постами – и перемещение товаров через границу из Приднестровской республики облагается такими же пошлинами, как и ввоз российских товаров. Переговорный процесс между Молдавией и Приднестровской республикой начался весной 1994 года. С тех пор было подписано более 50 различных документов, в том числе – меморандум “Об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем”, причем гарантами выполнения достигнутых договоренностей стали Украина и Россия. На территории Приднестровья по-прежнему присутствуют российские военные (около 2,5 тысяч человек) и российские миротворцы. Согласно решению Стамбульского саммита ОБСЕ, вывод российских войск и вооружений должен будет произойти до конца 2002 года, однако пока особых подвижек в этом направлении не наблюдается. Как считают эксперты из Института стран СНГ, Приднестровье является “уникальным русско-культурным анклавом” и важным “военно-стратегическим плацдармом России, обеспечивающим ей влияние в Юго-Восточной части Европы и на Балканах”. Кстати, как это ни удивительно, но среди российских политиков, выступающих за ликвидацию государственности Приднестровья, - Геннадий Селезнев и его коллеги по коммунистической партии. Дело в том, что коммунисты предполагали в обмен на уступки по приднестровскому вопросу склонить молдавское руководство на вхождение в Союзное государство. Теперь, похоже, мечты российских коммунистов сбываются. Как скажутся новые политические условия на решении приднестровской проблемы – сказать сложно. Между тем буквально на днях состоялись переговоры между сторонами и посредниками в приднестровском урегулировании. На этих переговорах шла отработка формул двустороннего договора между Молдавией и Приднестровьем (после заключения которого предполагалось, наконец, подписать базовый политический договор между Россией и Молдавией). Теперь, возможно, уже достигнутые договоренности придется корректировать. Что касается желания молдавских коммунистов влиться в Союзное государство – оно может поставить российские власти в неловкое положение. С одной стороны, это вроде бы как укладывается в нынешнюю идеологию государственности и патриотизма. Но идеология – идеологией, а есть еще экономические вопросы. И если помощь “братской Белоруссии” Россия еще как-то может себе позволить, то на помощь “братской Молдавии” сил может просто не хватить.
Обсудить тему Выборы президента Молдавии Все по теме: Выборы президента Молдавии
|
|
|
||
|
||
|
Copyright © 2000 M.I.G. Media International Group |
Информация о сервере Экспорт новостей |