MIGnews.com
MIGnews.com
17 Февраля  2001, Суббота 03:22   архив | расширенный поиск новостей
Путин чуть было не стал правозащитником. Коллеги отговорили
22.01 18:55 | Наталия Ипатова MIGnews.com

Российские правозащитники считают необходимым создание гражданской оппозиции Владимиру Путину. Российские "правые" также не исключают перехода в политическую оппозицию к президенту.

В минувшие выходные в России как никогда много говорили о правах человека. В Москве в гостинице "Космос" прошел Всероссийский съезд правозащитников, который сами организаторы назвали "чрезвычайным". Параллельно в подмосковном отеле Holiday Inn состоялся координационный совет "Союза правых сил" и одноименной фракции. Правозащитники сделали все, чтобы обеспечить своему мероприятию максимум публичности и гласности.

"Правые" совещались за закрытыми дверями. Однако и в подмосковном отеле речь, среди прочего, шла о том же, о чем дискутировали в это время в гостинице "Космос" — о ситуации с защитой прав человека в России.

Известный российский правозащитник Сергей Ковалев считает, что чрезвычайность созыва съезда продиктована масштабностью и остротой опасности, перед которыми находится общество. "Отступление к советской командно-административной системе планируется и начинается тихими техничными методами — заявил Сергей Ковалев в своем докладе на съезде правозащитников. — "Парламент вновь послушен, его верхняя палата превращена в назначаемую; Центризбирком, судебная власть, прокуратура все более политизируются и становятся управляемыми".

Правозащитники перечислили уже сделанные властью шаги, которые, по их мнению, привели к "серьезным и массовым нарушениям прав человека": вторая чеченская война; попытки установить контроль за СМИ и частным бизнесом; бесконтрольность деятельности МВД, СМИ, прокуратуры и ФСБ; внешнеполитический курс Кремля на сближение с недемократическими режимами...

В итоге правозащитники (а сегодня в России, по разным оценкам, действуют около 450 организаций правозащитного профиля) делают вывод о том, что "правозащитное сообщество вынуждено политизироваться".

"Правозащитники справедливо полагают, что политика — не их область. Но это справедливо лишь до тех пор, пока власть согласна с тем, что право — не инструмент власти, а общие для всех, в том числе и для нее, рамки. Сегодня власть очень мощно стремится подчинить себе право, сделать его своим инструментом" — так Сергей Ковалев охарактеризовал сложившуюся ситуацию в интервью газете "Сегодня".

Правозащитники намерены оказывать влияние на "своих политических союзников" — прежде всего на "Яблоко" и СПС. Сами же правозащитные организации должны, по мнению Ковалева, стать "гражданской оппозицией режиму Путина".

Сами правые (которых правозащитники считают союзниками) практически одновременно приняли декларацию "Об отношении Союза правых сил к президенту РФ и правительству". И в этом документе СПС, пожалуй, впервые официально заявил о возможности своего перехода в политическую оппозицию. Согласно декларации, это случится, если "президент выберет путь авторитаризма, свертывания демократических институтов, воссоздания имперских атрибутов".

Между тем в момент начала правозащитного съезда и координационного совета СПС была распространена информация о том, что президент сделал один из самых решительных за свою карьеру шагов в области защиты прав человека. Согласно этой информации, Владимир Путин внес в Думу поправки к Уголовно-процессуальному кодексу, лишающие следственные органы права на проведение обысков и аресты без санкции суда. Речь идет о приведении Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в соответствие с 22-й статьей российской Конституции, согласно которой следственные органы могут проводить обыски и заключать людей под стражу только по решению суда. Точнее, как выяснилось, президент внес эти поправки в Госдуму еще 5 января, однако СМИ узнали о случившемся только 19 января — аккурат накануне больших правозащитных мероприятий. Тогда поступок президента встретил бурное одобрение в рядах демократической общественности – СПС на своем заседании координационного совета и фракции даже принял специальное обращение к Путину, где выразил поддержку президентской инициативе. По мнению правых, "решение президента о необходимости приведения в соответствие положений УПК со статьей 22 Конституции РФ… не только повышает гарантии конституционных прав граждан, но и в целом способствует укреплению демократических прав и свобод в обществе".

Однако не успели демократы и правозащитники закончить свои съезды-совещания, как появилась другая, не менее сенсационная информация — Владимир Путин отозвал свои суперлиберальные поправки к УПК. Как сообщил в своем воскресном эфире ведущий программы «Итоги» Евгений Киселев, к Путину якобы пришли генпрокурор Устинов, министр внутренних дел Рушайло и директор ФСБ Патрушев, и потребовали отозвать из Думы поправки к УПК.

22 января Владимир Путин прояснил ситуацию с поправками к УПК, внесенными им в Госудуму 5 января и отозванными 19-го. По словам заместителя руководителя кремлевской администрации Дмитрия Козака, упомянутые поправки по-прежнему необходимы, однако они будут введены в действие после разрешения всего комплекса связанных с ними финансовых, технических и организационных вопросов. Анонимный источник в президентской администрации сообщил сегодня ИТАР-ТАСС, что инициативы президента были отозваны ввиду неготовности судебной системы к их реализации.

Между тем глава думского законодательного комитета Павел Крашенинников в интервью "Интерфаксу" не отрицал, что данное решение принято президентом не без давления со стороны руководителей ряда силовых структур. В этой связи нелишне напомнить, что поправки предусматривали три дополнения к УПК — производство обысков только с санкции суда, заключение под стражу только на основании судебного решения, а также возможность обжаловать в суде возбуждение уголовного дела.

Как отмечают российские СМИ, в результате этой чехарды сложилась весьма пикантная ситуация, способная основательно подпортить имидж "волевого и несгибаемого" Владимира Путина.

Это — с одной стороны. С другой — правозащитники получили очередное подтверждение тому, что не зря они назвали свой съезд "чрезвычайным". У "правых" же появился очередной повод подумать — а не пора ли перейти от деклараций о возможном переходе в оппозицию к практическому претворению этого намерения?



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Путин



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей