MIGnews.com
MIGnews.com
22 Июня  2001, Пятница 15:35   архив и расширенный поиск новостей
"Курск" достанут в сентябре. Если будут деньги
15.05 19:04 | Наталия Ипатова, MIGnews

Россия определилась со сроками подъема “Курска” – рассчитанная на три месяца операция должна завершится ориентировочно к 20 сентября. Правда, иностранные участники операции выражают осторожные сомнения в названных сроках – они вообще не уверены, что подводная лодка будет поднята в этом году.

Определение сроков операции по подъему “Курска” стало давно ожидаемой новостью. Еще на прошлой неделе было проанонсировано заседание правительственной комиссии по “Курску”, на котором должно было быть принято решение по подъему подводной лодки.
Заседание, правда, не состоялось. Но сроки были названы. Премьер-министр Михаил Касьянов на совещании с вице-премьерами обсудил подготовку к операции по подъему “Курска”, на котором утвердил сроки ее проведения – с июля по октябрь. Параллельно свое слово сказал и председатель госкомиссии по расследованию аварии на подводной лодке, вице-премьер Илья Клебанов. Он немного скорректировал своего шефа Касьянова, заявив, что операция начнется в июне, продлится три месяца и завершится к 20 сентября.
Стала известна и дата подписания контракта с международным консорциумом, который должен принять участие в операции по подъему “Курска” – это произойдет 20 мая.
Однако загвоздка в том, что сами члены консорциума весьма скептически восприняли пришедшую из Москвы информацию. Они не убеждены, что контракт будет подписан именно 20 мая. Не уверены они и в том, что “Курск” будет поднят в 2001 году. Сомнения участников консорциума объясняются нерешенностью одного из главных вопросов – финансового.
Собственно, российские власти считают финансовый вопрос решенным. Заявления о том, что деньги будут – вовремя и в нужном объеме – представители российского правительства щедро делали и месяц, и два месяца назад. Более того – некоторое время назад российская сторона даже сделала широкий жест, заявив, что готова сама профинансировать всю операцию (ранее предполагалось, что Россия выделит около 30-50 миллионов долларов из требуемых 70 миллионов, остальное соберет специальный международный фонд). Вот и сейчас Илья Клебанов сообщил, что операция по подъему подводной лодки будет на 100 процентов профинансирована из российского бюджета. А если, мол, международному фонду “Курск” удастся собрать какие-то деньги (хотя сейчас, по оценкам российской стороны, собрано лишь “несколько тысяч долларов”) – они пойдут потом на компенсацию понесенных Россией расходов.
Однако иностранные партнеры по проведению операции почему-то не склонны верить российским вице-премьерам и даже самому премьеру на слово. Они хотят увидеть реальные деньги, а не слышать обещания. Пока же денег нет, они выражают сомнения в реальности осуществления намеченных планов.
Кстати, сомнения их не так уж и безосновательны. По данным российских СМИ, до сих пор не поступили деньги на подготовку судов российского ВМФ, которые планируется привлечь для участие в операции. Распоряжение о выделении Министерству обороны на эти цели 500 миллионов рублей было подписано Михаилом Касьяновым еще в марте, сами же деньги должны были перечисляться в течение апреля-июля. Однако сейчас середина мая, прошло полтора месяца, а денег нет. Кроме того, не определены источники финансирования других расходов – например, закупки водолазного оборудования, снаряжения и техники.
Ясность существует лишь в вопросе собственно технического проекта подъема подводной лодки. Хотя детали, естественно, держатся в секрете, известно, что вначале водолазам предстоит отделить от “Курска” первый торпедный отсек. В ходе нынешней операции будут поднимать часть лодки без головного отсека. Сам подъем предстоит осуществить при помощи двух больших морских кранов. В лодке сделают несколько технологических отверстий для стальных тросов диаметром около 25 сантиметров. После того, как краны поднимут лодку со дна, она будет зафиксирована под специальным понтоном и доставлена в один из судоремонтных доков вблизи Мурманска. Док для этого специально затянут защитной сеткой – чтобы никто не смог “подсмотреть” за происходящим внутри.
Судьба первого отсека менее определенна – известно лишь, что иностранные компании привлекать к подъему торпедной части “Курска” не планируется.
Между тем вряд ли можно рассчитывать на получение информации о причине гибели “Курска” без изучения состояния именно торпедного отсека.
Специалисты оценивают операцию по подъему “Курска” как крайне сложную с технической точки зрения. Выдержат ли тросы? Не переломится ли сама лодка? Что будет, если в море в момент подъема увеличится волнение в море? Стопроцентной гарантии успеха дать не может никто.
Однако первостепенная задача – это все-таки начать саму операцию. Решить финансовые вопросы и убедить иностранных партнеров в серьезности своих намерений. В конце концов, поднять “Курск” именно в 2001 году обещал лично Владимир Путин. Второго испытания “Курском” рейтинг российского президента может уже и не выдержать.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Курск



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей