MIGnews.com
MIGnews.com
13 Марта  2001, Вторник 07:06   архив | расширенный поиск новостей
Откровения "американского ястреба"
05.03 17:06 | Владимир Кацман, Киев MIGnews.com

Он из тех, кого в советское время принято было именовать "ястребом". Между тем, американец Мальколм Уоллоп — один из инициаторов прорыва "железного занавеса", человек, который пошел на переговоры и контакты в годы "холодной войны" с не менее одиозными "ястребами" из советского руководства. Сенатор Мальколм Уоллоп возглавлял комиссию по энергетике, работал в комиссиях по контрразведке и противоракетной обороне американского Сената. За время работы в Сенате он входил в состав стратегических комиссий, курирующих новейшие технологические (в том числе и космические) разработки. Он создал и возглавляет один из авторитетнейших институтов политической стратегии "Границы свободы". Господин Уоллоп — очень известный человек в Вашингтоне, он и сейчас довольно часто выступает по телевидению, рассказывая о событиях недавней истории и комментируя текущую политику. На днях Мальколм Уоллоп с коллегами побывал в Киеве, провел переговоры с Президентом Украины Леонидом Кучмой.

— Господин сенатор, если можно — несколько слов об одном из самых критических периодов взаимоотношений между США и СССР в конце 70-х — начале 80-х годов.
— В 1979 году, когда брежневский "детант" был успешно похоронен и начался новый этап "холодной войны", мы прибыли с делегацией в Москву и попросили - ни много, ни мало — о встрече с академиком Сахаровым. Сначала, понятное дело, отказали, но мы упорствовали до тех пор, пока, в конце концов, не получили разрешение и поговорили с опальным академиком... Собственно, тот визит начался с поездки в Ленинград, где мы встретились с руководством города на Неве. Эта встреча больше походила на заседание дискуссионного клуба — стороны "железно" отстаивали свое понимание ситуации, ни на йоту не уступая оппонентам. Порой дело доходило до прямых упреков и обвинений. Главным образом, разговор касался взаимоотношений Советского Союза и Америки, а в то время они, сами понимаете, мягко говоря, оставляли желать лучшего.
Это было время заката последней империи на планете. Брежнев чувствовал себя очень плохо, и мы понимали, что после его ухода Советский Союз долго не просуществует. Всесильный генсек уже не был самим собой, он производил впечатление забальзамированной мумии. В его кабинете был красный телефон и во время нашей серьезной беседы он начал играть на его кнопках как на клавиатуре... А после этого у нас состоялись встречи с министром иностранных дел Андреем Громыко и брежневским чиновником от журналистики Юрием Жуковым. Как понимаете, дискуссии тоже были весьма горячими.
В тот вечер, когда я встретился с Андреем Дмитриевичем Сахаровым, наш посол устроил большой прием, на котором присутствовал весь дипломатический корпус, самые важные люди советского правительства были приглашены на это торжество… А к Андрею Сахарову приехали дети из Массачусетса, мы поговорили, и он передал мне несколько писем и книг. Американский посол был категорически против моей встречи с Андреем Сахаровым. Он заявил, что я осложняю его работу, и очень просил не встречаться с правозащитником. Да что там — все наши высокопоставленные чиновники были против этой встречи. Но я им сказал, что мы уже договорились об этой встрече и мы обязательно увидимся. Тогда они сказали, что всю ответственность за последствия этой встречи я должен взять на себя, и в случае чего посольство уже не сможет меня защитить... Мы беседовали более четырех часов. Это был разительный контраст с тем приемом, который устроил наш посол с присутствием советского руководства: с одной стороны — шампанское, икра, огромное количество самых высокопоставленных чиновников и лицемерная вежливость, с другой — маленькая квартирка Сахарова: если один человек в его комнате сидел на стуле, то другой должен был сесть на кровать — места не хватало. Сахаровы приготовили нам на ужин молочного поросенка. Я многое помню из этой встречи, и никогда не забуду, какие ясные, умные голубые глаза были у моего собеседника. Он потрясающе интересно рассказывал, наша беседа длилась до тех пор, пока я не спохватился, и сказал, что уже надо уходить. На прощанье Андрей Дмитриевич подарил нам по сувениру и поблагодарил за встречу.

Были ли у Вас еще встречи с советским руководством?
— Неоднократно. Но мне, если разрешите ответить на ваш вопрос весело, почему-то запомнился такой эпизод из встречи с Брежневым. Я пришел к нему в кабинет в темном костюме с красным галстуком и красным платком в кармане. Леонид Ильич был, по-моему, в прострации, тем более, что встреча проходила накануне какого-то важного советского праздника. Он даже не успел поздороваться со мной — его внимание привлек красный платок в моем нагрудном кармане. Тут же он выхватил его, помахал, словно флажком на демонстрации, и положил в карман к себе. Я был поражен и не знал, что делать дальше… Платочек, кстати, он мне так и не вернул… Но я запомнил этот эпизод на всю жизнь.

- От смешного — к серьезному… Господин Уоллоп, с приходом в Белый дом новой администрации Буша все насторожились. Что означает приход к власти Буша для тех кто живет в так называемых "горячих точках" и "проблемных странах" планеты? Это будет лучше или хуже для мира, сотрудничества, взаимопонимания?
— Прежде всего, хочу сказать, что я верю в то, что Джордж Буш-младший наведет порядок в нашей международной политике. В течение 8 лет пребывания у власти Билла Клинтона, она, на мой взгляд, была очень непоследовательной: все постоянно менялась, президент вводил в заблуждение наших друзей в Европе и раздражал их этим. Да и для Ближневго Востока, скажем, это было очень сложное время, поскольку Клинтон хотел заставить Израиль принять решение палестинцев, то есть, говоря прямо, согласиться с условиями, продиктованными Арафатом. Буш говорит, что Клинтона не так интересовало, что происходило в Израиле и в соседних странах, как то, получит ли он Нобелевскую премию за урегулирование ближневосточного кризиса… Новый президент знает Кондолизу Райс, 25 лет дружил с Ричардом Чейни и сейчас у них прекрасные отношения, они вместе начинали политическую карьеру. Мы еще полностью не знаем программу международной политики правительства Буша, но уже сейчас можно сказать, что его решения будут твердыми и ясными — если он скажет, то сделает. Джордж Буш — прагматичный человек, а это гарантия от авантюризма, которым "грешил" Клинтон. Даже если европейцам или азиатам не понравится его политика, они поймут что на данный момент будет так, как решил президент США. Такая позиция не может не вызывать уважения. Практически все аналитики сходятся в одном: политика Буша будет ровной, без скачков.
- По вашему мнению, прошлая администрация много сделала для того, чтобы ухудшить отношения с Украиной?.. Есть ли надежда на перемену ситуации?
— Ну, во-первых, это не удивительно, потому что нечто подобное происходило во многих других точках земного шара. Думаю, что теперь ситуация изменится. Ведь в новой администрации — такие "зубры" политики как Колин Пауэлл и Ричард Чейни. У них очень много опыта, и они сумеют подобрать людей талантливых и способных, которые не будут делать глупостей и повторять ошибки своих предшественников...
В сущности, Клинтон оставил Украину безнадзорной, то есть бросил ее на произвол судьбы, самоустранился. А госсекретарь Мадлен Олбрайт позволяла вице-президенту Альберту Гору влиять на международную политику, что и сказалось на отношениях с другими государствами, в том числе и с Украиной. Мне лично кажется, что не лучшим образом повел себя, особенно в конце своей каденции, посол США на Украине. Это, безусловно, сказалось на отношениях двух государств.
Теперь, полагаю, все изменится. Ведь это в наших интересах — иметь хорошие отношения с Украиной. Я беседовал с нынешним послом США господином Паскуалем — мне кажется, этот человек приложит немало усилий, чтобы отношения наладились, перешли в иную, более теплую, стадию.
- В Белоруссии у власти коммунисты, они же одержали полную победу в Молдавии, весьма непростая ситуация и в России... А Западная Европа и Америка постоянно отталкивают Украину, не реагируют на попытки сближения. Мне кажется, они не хотят понять одной простой вещи: эта страна — форпост рыночных и демократических преобразований на просторах экс-СССР, заслон от возрождающегося коммунизма. Или Вы с этим не согласны?
— Я думаю, что все поменяется и будет дана объективная оценка места Украины на геополитической карте мира. Люди, разбирающиеся в международной стратегии и политике, такие как Колин Пауэлл, обязательно это сделают. Они уже сегодня обращают внимание на то, что происходит в этом регионе. В самом скором будущем произойдут перемены. Скорее всего, с приходом нового руководителя, людям, которые его окружают, будет дано четкое и ясное указание: обратить особое внимание на Украину. И к этому присоединится Европа, не смотря на то, что там множество своих проблем: экономика, безработица, торговые отношения между западными странами, миграция, связанная с трудоустройством, т.д. Да вдобавок Германия, которая постоянно одним глазом все время смотрит на Россию, учитывает ее политику.
- Пресса США в последнее время как-то уж слишком активно комментирует "кассетный скандал"…
— Я стараюсь непредвзято разобраться в этой проблеме. Мозаика — она ведь складывается из многих кусочков… Прочитав диктофонные расшифровки, я не убедился, что они настоящие. Далее. Если у Мельниченко есть подлинник, то нет никаких оснований не пустить эти записи по соответствующим правоохранительным инстанциям — почему он этого не сделал сразу и сейчас не делает? Думаю, что если бы они у него были, он бы давно уже их продал, дабы скомпрометировать руководство страны. Мне кажется, это и есть его главная цель. Ведь это, по меньшей мере, нелогично — имея полную запись, вырезать отдельные эпизоды, склеивать их, и потом монтировать…
Вина есть частично и украинской власти, одно из слабых мест молодой украинской демократии — пиаровская работа. Я думаю, что ее методы должны быть более агрессивными: необходимо активно приглашать западных журналистов и давать им полную информацию об Украине. Надо понять: Украина должна подавать себя миру как страна рынка и демократии. А поскольку сейчас такого пиара нет, то так и получается, что формируется негативный имидж страны, а о хорошем, о действительно значимых и важных событиях, происходящих на Украине, вообще никто в мире не знает и не читает… Такую ситуацию, на мой взгляд, надо менять — и менять решительно…



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: США



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей