MIGnews.com
MIGnews.com
13 Марта  2001, Вторник 10:10   архив | расширенный поиск новостей
Горячая весна в Ферганской долине
06.03 17:35 | Рустам Хакимов, MIGnews

По мере приближения весны, вновь накаляется обстановка в районе, находящемся на границе Узбекистана, Киргизии и Таджикистана. Главный удар, очевидно, придется на Ферганскую долину Узбекистана.

Этот регион из-за высокой плотности населения и крайне низкого уровня жизни народа является самой болевой точкой страны. В основном нищета, а не идеологические воззрения, заставили в прошлом году молодежь из некоторых селений Сурхандарьинской области не только поддержать боевиков Исламского движения Узбекистана (ИДУ), но и, вступив в его отряды, принять участие в боях с правительственными войсками - эмиссарами ИДУ было обещано за это денежное вознаграждение.

По словам одного из руководителей ИДУ Тахира Юлдашева, скрывающегося сейчас в Афганистане на территории, подконтрольной талибам, в составе формирований Исламского движения Узбекистана числятся уже более семи тысяч боевиков.

Казалось, в подобной ситуации узбекским властям следовало бы более активно сотрудничать со своими соседями, прежде всего - с Таджикистаном и Киргизией. Однако на деле все происходит наоборот.

Осенью минувшего года Ташкент отгородился от своих соседей противопехотными минными полями. С тех пор не проходит и недели, чтобы не поступали сообщения о гибели людей, подорвавшихся на минах. 6 февраля на узбекско-таджикской границе подорвались сразу пять человек. Двое из них погибли на месте, остальные получили ранения различной степени тяжести и были госпитализированы. Всего с осени 2000 года на узбекских минах погибли 22 жителя северной, Согдийской области Таджикистана. Есть жертвы и среди граждан Киргизии.

Установка минных полей - не единственное проявление недружелюбия. Вслед за этим кое-кто в Узбекистане решил предъявить и права на отдельные территории соседей, не дожидаясь даже завершения делимитации границ между государствами. Такие случаи уже имели место на узбекско-киргизской границе.

Свободно и вольготно чувствует себя в Узбекистане и Махмуд Худойбердыев, дважды пытавшийся (в 1997 и 1998 годах) поднять вооруженный мятеж в Таджикистане. Он появляется то в Ташкенте, то в Термезе, то в Джизаке, то в Чимкенте, не скрываясь ни от кого. А узбекские власти в это же время заявляют, что им об этом, дескать, ничего не известно. Сохранились и боевые отряды "мятежного полковника". Время от времени в прессе высказываются предположения, что он готовит новый поход на Душанбе.
Несмотря на подобные шаги "старшего брата", как все чаще в Центрально-азиатском регионе называют Узбекистан, и Бишкек, и Душанбе стараются исполнять как многосторонние договора и соглашения, заключенные в рамках СНГ, так и двусторонние.

В Таджикистане ведется активная работа по пресечению противоправной деятельности партии "Хезб-ут-Тахрир". По неофициальным данным, в настоящее время сотрудниками таджикского министерства госбезопасности арестовано более 150 ее сторонников. То же самое происходит в Киргизии. Спецслужбы этих двух стран практически ежедневно изымают пропагандистскую литературу "Хезб-ут-Тахрир", издающуюся преимущественно на узбекском языке, и направленную, прежде всего, против официального руководства Узбекистана. В настоящее время суд над шестью членами партии идет в таджикском городе Ходженте. Еще 11 предстали перед лицом правосудия в Душанбе.

На этом фоне как-то странно звучат раздающиеся из Ташкента заявления о том, что Киргизия и Таджикистан чуть ли не потворствуют экстремистам. Поэтому в случае очередной вылазки ИДУ, скорее всего, ни для кого уже не станут неожиданностью очередные обвинения в адрес официального Душанбе, мол, таджикские власти опять пропустили из Афганистана через Таджикистан отряды небезызвестного Джумы Намангани. Больше известный миру как Джумабой Ходжаев, он сейчас вместе с Тахиром Юлдашевым скрывается на территории, подконтрольной талибам. Следует заметить, что "третья сила", а также страны, преследующие свои интересы в Центрально-азиатском регионе СНГ, умело используют малейшие противоречия между Ташкентом и Душанбе, Ташкентом и Бишкеком.

Боевики ИДУ и их лидеры не такие глупцы, как иногда их пытается представить официальная пропаганда. Из каждого поражения они извлекают уроки. Сейчас уже маловероятно, что они могут использовать старые каналы и маршруты переправки боевиков. На верную смерть они вряд ли пойдут, особенно после принятия, в том числе Киргизией и Таджикистаном, мер по укреплению своих границ. Вероятнее всего, накопление боевиков ИДУ в той же Ферганской долине может осуществляться вначале через туркмено-афганскую границу, которая, по отзывам некоторых западных дипломатов, работающих в Ашхабаде, довольно прозрачна, с последующим переходом их в Узбекистан. Боевики ИДУ могут прибывать туда и с чужими паспортами, под видом туристов, бизнесменов и проповедников, в первую очередь из стран, имеющих с Узбекистаном договоры о безвизовых перемещениях через границу.

15 февраля в Бишкеке завершила работу группа экспертов Шанхайского форума, включающего Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан, имеющий статус наблюдателя. Основной темой обсуждения стала проблема создания антитеррористического центра со штаб-квартирой в Бишкеке. Хочется надеяться, что одними разговорами дело на этот раз не ограничится, и единый орган государств - участников Шанхайского форума по борьбе с терроризмом, без деления на старших и младших братьев, наконец-то появится. В противном случае нельзя исключать, что с третьей попытки экстремисты добьются своих целей, создав в Фергане, Коканде или Намангане столицу Исламского халифата.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Средняя Азия



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей