MIGnews.com
MIGnews.com
14 Июля  2001, Суббота 15:55   архив и расширенный поиск новостей
Стрельба в одну сторону
01.06 13:26 | Менахем Рахат, специально для MIGnews

Премьер-министр Ариэль Шарон не особенно жалует термин "односторонний". Возможно, именно поэтому глава правительства с таким упорством избегал его употребления во время экстренной пресс-конференции, созванной на прошлой неделе для объявления об одностороннем прекращении огня.

Шарон прибыл на встречу с журналистами после рабочей поездки в Беэр-Шеву. Выглядел он крайне усталым, нервным и раздраженным. Речь свою он читал по бумажке, держался при этом очень скованно.

По окончании пресс-конференции, когда были заданы все вопросы и получены все ответы, представители прессы недоуменно переглядывались друг с другом. Они так и не поняли, для чего, собственно, их собрали. Лишь через несколько часов руководитель канцелярии премьера Ури Шани ввел журналистов в курс дела. И тогда выяснилось, что Шарон, оказывается, намеревался объявить об одностороннем прекращении огня, и ЦАХАЛ уже получил на этот счет четкие инструкции: не отвечать на обстрелы со стороны палестинцев за исключением тех случаев, когда речь идет об опасности для жизни израильских солдат или гражданских лиц.

Журналисты по сей день не могут сообразить, каким образом три ключевых слова – "одностороннее прекращение огня" – выпали из заранее заготовленного текста речи Шарона. Кто-то утверждал, Шарон невзлюбил слово "односторонний" потому, что оно живо напоминает ему об одностороннем выводе войск ЦАХАЛа из Ливана. По другой версии, Шарон избегает употреблять это слово лишь потому, что оно противоречит всем предвыборным обещаниям нынешнего премьера.

Но оставим эти политико-лингвистические изыски. Куда важнее другое: Шарон принял решение об одностороннем прекращении огня единолично, посоветовавшись лишь с самим собой. Министр иностранных дел Шимон Перес узнал об этом лишь за несколько минут до пресс-конференции, а министр обороны Бен-Элиэзер – после нее. Ни руководству Белого дома, ни командованию ЦАХАЛа заранее ничего не сообщалось.

Несмотря на все эти недоразумения, приказ о прекращении огня вступил в силу. С этого момента в ЦАХАЛе старались не вести обстрелов, хотя периодически солдатам приходилось брать в руки оружие: например, когда палестинцы стали обстреливать из Бейт-Джаллы иерусалимские районы Гило и Малху.

На Арафата и его окружение заявление Шарона никакого впечатления не произвело. Боевики ПА продолжали стрелять. По словам министра обороны Бен-Элиэзера, только в течение первых трех дней после объявления об одностороннем прекращении огня палестинцы обстреляли израильские объекты 96 раз.

Какую пользу принесло нам решение о прекращении огня? Прежде всего, мы получили тактическое преимущество. Израиль дал понять миру, что военные действия продолжают именно палестинцы. И мир нам поверил, хотя и не в полном составе. Так, президент Египта Хосни Мубарак поспешил заявить, что "действия Иерусалима - мошенничество международного масштаба". По его словам, Израиль, с одной стороны, заявляет о прекращении огня, а с другой - продолжает стрелять.

Тем не менее, внешне все выглядело так, будто Шарон действительно одержал победу в борьбе за мировое общественное мнение. Но только внешне. По мнению некоторых специалистов, своими действиями Ариэль Шарон сам спровоцировал американцев на отмену принятого ранее решения не вести никаких переговоров с Арафатом. В последнее время американцы не раз давали понять, что не заинтересованы в том, чтобы Арафат оставался у власти. И действительно, после выборов в США "раис" стал в Вашингтоне персоной нон-грата. Американцам даже удалось убедить европейцев перестать переводить деньги "коррумпированному режиму ПА". По словам все тех же специалистов, в ходе мартовского визита Шарона в Вашингтон госсекретарь США Колин Пауэлл сказал ему: "Мы пришли к выводу, что с Арафатом дела иметь не стоит. С нашей точки зрения его больше не существует".

И вот Шарон выступает со своим заявлением о прекращении огня. Тем самым он как бы отменяет решение американцев, поскольку одновременно вынужден требовать от них оказать давление на Арафата, чтобы тот предпринял ответные шаги. Именно поэтому, утверждают эксперты, Пауэлл осерчал на нашего премьер-министра и даже заявил ему в телефонной беседе: "Я вас не понимаю, господин Шарон. Вы вынуждаете нас говорить с Арафатом и требовать от него ответного заявления о прекращении огня. И это в то самое время, как мы совершенно не заинтересованы в беседах с ним".

Таким образом, решение Шарона о прекращении огня вынудило американцев пойти на переговоры с Арафатом. Президенту Бушу пришлось связаться с "раисом" по телефону и послать на Ближний Восток своего представителя.
Если эта теория верна, то инициатива Шарона принесла Арафату двойную победу. Во-первых, американцам пришлось возобновить с ним контакты. А во-вторых, Шарон был вынужден целиком и полностью согласиться с рекомендациями комиссии Митчелла и дать обещание (чего он старательно избегал в последнее время) заморозить строительство на поселениях. Довольно существенные достижения с точки зрения Арафата.

А с другой стороны – кто знает? – вдруг все-таки инициатива Шарона (и последовавшее за этим американское давление на "восставшего из мертвых" Арафата) заставят непокорного "раиса" пойти на прекращение огня? А если он все же откажется, вдруг американцы окончательно порвут с ним отношения?



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Арабо-израильский конфликт

  • Сирия не одинока перед лицом израильской агрессии
  • Арафат выясняет отношения с Америкой
  • Израильтяне ответили на обстрел Хеврона и Кирьят-Арбы


LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей