MIGnews.com
MIGnews.com
21 Апреля  2001, Суббота 19:26   архив и расширенный поиск новостей
Так победим!
12.03 22:57 | Игорь Молдавский, MIGnews

Шарон и пресса: идиллии не будет

Теплые и почти лирические отношения, сложившиеся было у нового главы правительства Ариэля Шарона с израильской прессой, похоже, начинают подвергаться трансформации. В отрицательную, разумеется, сторону. Первым, но ощутимым ударом, который нанес Шарон доморощенным "сторожевым псам демократии", стало первое же интервью премьера. Дело в том, что Шарон решил пооткровенничать не с теми, кому "положено" (Керен Нойбах - первый телеканал, Имануэль Розен - второй...), а с их зарубежными коллегами. Иными словами, глава израильского правительства предпочел отечественной прессе - чужую. Вначале он отметился в журнале Newsweek, затем на американских телеканалах Fox и СNN. И ни слова - Ярону Декелю с Амноном Абрамовичем.

Израильские СМИ мгновенно привели себя в состояние полной боевой готовности. Розен с плохо скрываемой иронией откомментировал "внезапно проснувшуюся у нового премьера страсть давать интервью по-английски". Шели Ехимович ни с того ни с сего набросилась на вездесущего Меира Шитрита (министра юстиций), ненароком заглянувшего в студию второго телеканала. Ему и пришлось, запинаясь и виновато улыбаясь, отдуваться за своего босса. А заодно объяснять, почему Шарон столь демонстративно проигнорировал родную прессу. "Ты знаешь, все еще будет, - пропел новоиспеченный министр юстиции недовольной журналистке. - Кроме того, Шарон достаточно много выступал по телевизору во время предвыборной кампании". Услышав этот комментарий, Шели выдала такую тираду, после которой Шитрит должен был либо немедленно провалится сквозь землю, либо сгореть заживо непосредственно в прямом эфире. Но, как ни странно, Шитрит покинул студию живым и невредимым. А это уже, что называется, из разряда "очевидного-невероятного".

Словом, журналисты на Шарона злы. Добрый дедушка, которого мы еще совсем недавно наблюдали в предвыборных роликах, вдруг стал показывать зубы. И они, к тому же, оказались не вставными.

Холодная Европа

Впрочем, если вдуматься, линия поведения новоизбранного премьера вполне объяснима. И даже более того - предсказуема. Его авторитет внутри страны пока еще достаточно прочен, чего никак не скажешь о позициях на международной арене. Во время правления Эхуда Барака европейские страны оказались весьма сильно вовлеченными в мирный процесс на Ближнем Востоке. Гораздо сильнее, чем хочется Шарону и хотелось Бараку. Но в отличие от предыдущего премьера, положение которого в Европе считалось незыблемым (плюс личная дружба с Блэром и Шредером), Шарон в Старом свете чувствует себя неуверенно. С французским руководством у нового израильского премьера сложились откровенно напряженные отношения, не слишком обрадовала его победа и лидеров других европейских стран. Шарон понимает, что нынешнюю ситуацию необходимо изменить и как можно скорее. Потому-то он и начал диалог с прессой на английском языке.

Мечты о Дамаске

В отношениях Шарона с Белым домом тоже нет полной ясности. В канцелярии израильского премьера уверены, что на первой официальной встрече Шарона и Буша, которая должна состояться через неделю, американский президент откровенно заявит, что США прежде всего заинтересованы в установлении мира между Израилем и Сирией.

Похоже, что план под кодовым названием "Дамаск - сначала" все сильнее завоевывает сердца новой американской администрации. Там уже потирают руки в предвкушении сладостного момента подписания договора. Вот она, лужайка перед Белым домом. На ней Буш и Асад (оба - младшие), Шарон, лидеры Египта, Иордании и Саудовской Аравии (ей президент США отводит особую роль в достижении будущего соглашения). Но вот незадача: чем больше президенту Бушу хочет сосватать Иерусалим с Дамаском, тем меньше стремится к этому Шарон.
Причина? Она вполне понятна. Эхуд Барак, если помните, делал ставку именно на прорыв на сирийском фронте, пытаясь тем самым задвинуть договор с палестинцами как можно дальше. Для Шарона договор с Сирией означает, прежде всего, прощание с Голанскими высотами - на меньшее Башар Асад не пойдет. После принципиального согласия Израиля отступить с Голан останутся мелочи, эдак на неделю интенсивных переговоров, не более того. Но не за тем Шарон приложил столько усилий и создал правительство национального единства, чтобы начать свою премьерскую карьеру с отказа от Голан в обмен на абсолютно виртуальный мир с Сирией. В нынешней коалиции имеется достаточно депутатов, которые выйдут из правительства раньше, чем Шарон долетит до Вашингтона.

И снова – Арафат

Таким образом, новый премьер предпочитает начать переговоры именно с Палестинской автономией. И не только потому, что роман с Арафатом будет тянуться гораздо дольше. Шарон действительно считает, что ситуация на территориях близка к точке кипения. Коллективные наказания и блокада городов - не по нему. Он предпочитает видеть палестинцев сытыми и довольными, а не умирающими с голоду и помышляющими только о мести. В узком кругу Шарон не раз повторял, что согласен предоставить автономии небывалую по размеру экономическую помощь. И он действительно готов раскошелиться. Лишь бы Арафат не требовал слишком многого в процессе следующего этапа передислокации. Лишь бы Шимон Перес не терзался мыслью, что он - Перес - морит голодом палестинских детей. Лишь бы переговорный процесс тянулся как можно дольше и завершился не раньше, чем Шарон выйдет на заслуженный отдых.
Арафат, к большому разочарованию нового израильского премьера, пока продолжает артачиться и демонстрирует "твердую позицию". Поздравительная телеграмма, которую лидер ПА направил Шарону после победы последнего на выборах, была написана по-арабски. Шарон усмотрел в этом вызов (и не ошибся!). Он ответил сухо - и на иврите.

В конце прошлой недели Арафат выдал очередную тираду с угрозами в адрес Израиля, чем окончательно вывел Шарона из себя (об этом, кстати, премьер не забыл упомянуть в своих интервью западным телекомпаниям).

Что же теперь? Израильский премьер-министр попытается выполнить свое обещание - не встречаться с Арафатом до тех пор, пока не прекратятся акты насилия (если не полностью, то хотя бы в значительной мере). В крайнем случае, всегда можно отправить в Газу (или на КПП "Эрез") безотказного Переса. А уж "друг Шимон" найдет способ утихомирить неудобного "раиса". До следующего раза.

Но это в отдаленной перспективе. Пока же в канцелярии Шарона ломают голову над тем, как повлиять на американского президента, чтобы тот (хотя бы на время) отложил в сторону свои планы относительно Дамаска. "Никогда еще первый визит израильского руководителя в США не был столь критическим", - считает источник из ближайшего окружения Шарона. И похоже, что на сей раз это не просто слова.

Первые шаги

Между тем самое широкомасштабное в истории страны правительство приступило к исполнению своих обязанностей. Не все прошло гладко. Уже упомянутый министр Меир Шитрит открыто выказывает недовольство назначением его на пост министра юстиции (отметим, что в свое время точно так же негодовал Йоси Бейлин, "сосланный" в минюст жестокосердным Эхудом Бараком). Давид Леви, который, как известно, обид не прощает, все чаще начинает очередной рабочий день со звонка Биньямину Нетаниягу.

Вступая в должность, Лимор Ливнат самым оригинальным образом поприветствовала генерального директора министерства просвещения: что-то вроде "Здравствуй - и прощай!". Не секрет, что гендиректор практически в любом министерстве является по совместительству и главным доверенным лицом своего руководителя (традиция, которую уже давно пора бы исключить из числа политических норм Израиля). Вместе с тем Шломит Амихай - нынешний гендиректор минпроса - заслуженно считается одним из самых талантливых руководителей этого ведомства за всю его историю (целый год она руководила работой министерства практически в одиночку). Но уважаемой Лимор Ливнат, видимо, не терпелось как можно скорее трудоустроить одну особо приближенную к ней персону. С другой стороны, какие могут быть претензии к Ливнат, если по ее стопам пошел сам Шимон Перес, известивший нынешнего генерального директора МИДа Алона Лиэля, что намерен назначить на его место своего приближенного - Ави Гиля (в прошлом он исполнял обязанности гендиректора министерства регионального сотрудничества)? Но у Переса хватило такта подождать хотя бы несколько дней. Ливнат же отрубила сразу.

Но, несмотря на мелкие проколы, первое заседание нового правительства состоялось. Причем точно в назначенное время. Опоздавшие министры были вынуждены входить в зал заседаний на цыпочках. Скандалов не было, но контуры будущих противоречий обозначились достаточно четко. На правом фланге уютно обосновались Авигдор Либерман, Рехавам Зеэви и Узи Ландау, левый полюс успешно обживают министры из Партии труда. Шарону придется постоянно крутиться меж двух огней, исполняя роль народной няни. Не самая завидная должность, но Шарон надеется, что справится.

Почти вся повестка дня первого заседания правительства была посвящена формированию так называемого "узкого" кабинета, попасть в который считается делом как ответственным, так и престижным. Предполагаемый список из 13 министров, которые войдут в состав кабинета, выглядит следующим образом:
премьер-министр Ариэль Шарон; глава МИДа Шимон Перес; министр обороны Биньямин Бен-Элиэзер; министр финансов Сильван Шалом; министр полиции Узи Ландау; министр юстиции Меир Шитрит; министр строительства Натан Щаранский; министр туризма Рехавам Зеэви; глава МВД Эли Ишай; министр без портфеля Эли Свиса; министр труда и социального обеспечения Шломо Бенизри; два дополнительных министра из партии Авода (возможные кандидаты - Далия Ицик и Матан Вильнаи).

Что ж, с таким представительным составом кабинета израильскому народу остается одно: надеяться на лучшее.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Арабо-израильский конфликт



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей