MIGnews.com
MIGnews.com
14 Июля  2001, Суббота 15:43   архив и расширенный поиск новостей
Примаков умасливает ближневосточных лидеров
30.05 23:34 | Вероника Ежова MIGnews.com

Евгений Примаков совершает двухнедельный вояж по Ближнему Востоку. Турне одного из самых непубличных российских политиков проходит в атмосфере тайн и загадок. Неизвестно все: начиная от цели этой поездки и заканчивая результатами общения Примакова с ближневостосточными лидерами.

В конце мая лидер думской фракции ОВР Евгений Примаков неожиданно покинул страну и отправился в двухнедельную поездку по странам Ближнего Востока – Сирии, Иордании, Египта, Ливии и Тунису. Накануне отъезда из Москвы Евгений Примаков собрал пресс-конференцию, что само по себе является достаточно редким явлением – экс-премьер-министр, мягко говоря, не слишком любит общаться с журналистами. Официально та встреча с прессой была посвящена состоявшему второму чтению закона о партиях, однако попутно Евгений Максимович поведал о предстоящей двухнедельной отлучке. Однако выданная Примаковым информация о его ближневосточном турне содержала больше вопросов, нежели ответов на них.

Прежде всего, не был понятен статус, в котором Евгений Примаков собирался посетить ближневосточные государства. С одной стороны, Примаков отправлялся в турне по приглашению руководителей всех тех стран, визиты в которые были намечены. С другой стороны, Евгений Максимович в настоящий момент – всего лишь лидер думской фракции, и, согласно протоколу, логичными выглядели бы его встречи с коллегами-парламентариями, но никак не с главами государств.

Вместе с тем Примаков сам заявил, что перед отъездом из Москвы встречался с Владимиром Путиным, и что российский президент в курсе его ближневосточного турне. Более того – Примаков захватил с собой послания Путина главам стран, в которых намеревался побывать.

Однако на прямой вопрос журналистов о том, наделен ли Примаков какими-то специальными полномочиями и отправляется ли он на Ближний Восток с какой-либо особой миссией, глава фракции ОВР ответил в высшей степени дипломатично: “Я не опровергаю и не подтверждаю эти слухи”.

Впрочем, в той скупой официальной информации, которой сопровождается ближневосточный визит Примакова, речь обычно идет о том, что “лидер ОВР совершает поездку с дипломатической миссией”.

То есть, судя по всему, Примаков получил-таки – пусть даже полуофициально – статус спецспосланника Путина. Другой вопрос – какая задача при этом ставилась перед Примаковым?

Любопытно, что единственным “информационным прорывом” за время ближневосточного турне Примакова стало его интервью одной из иорданских газет, в котором российский политик дал весьма резкие и однозначные оценки нынешней ситуации на Ближнем Востоке. Евгений Примаков, в частности, возложил на Израиль всю полноту ответственности за новый виток напряженности в отношениях с Палестиной. “Политика израильского премьер-министра Ариэля Шарона … не имеет под собой основы, а убийства мирных граждан не положат конца интифаде”, – такие слова Примакова приводит иорданская газета.

Однако подобные заявления не отражают весьма острожной российской позиции по отношению к ближневосточному кризису. Скорее всего, речь идет о личной точке зрения Примакова. Которую он посчитал необходимым высказать. Вопрос – зачем?

Скорее всего, поездка Примакова по Ближнему Востоку не имеет ничего общего с миротворческой миссией. Перед Евгением Примаковым не стоит задачи примирить стороны конфликта – он, напротив, демонстрирует арабскому миру полную поддержку. Поддержка эта, конечно, не носит официальный характер (Примаков ныне, напомним, парламентарий, а потому по определению более свободен в выражении своих чувств нежели чиновник-дипломат), однако для руководства ближневосточных государств Евгений Максимович – большой человек, известный политик, явно имеющий влияние во властных коридорах. Примаков ассоциируется с властью, в то же время формально ее не представляя. И в этом отношении Примаков – идеальная для Кремля фигура в смысле укрепления связей с ближневосточными государствами.

А связи эти в последнее время активно укрепляются. Достаточно вспомнить о визитах в Москву высокопоставленных чиновников Сирии, Ливии и прочих ближневосточных государств. Москва заинтересована в этих странах как в рынках сбыта для своей военной продукции. Однако Восток - дело тонкое. И только официальными переговорами здесь не обойтись. Здесь нужен особый подход. Который, судя по всему, и должен продемонстрировать Евгений Примаков, большой друг всего арабского народа.

А официальная Москва тем временем потихоньку вгрызается в израильско-палестинский конфликт. Пообщавшись несколько дней назад с главой израильского МИДа Шимоном Пересом, Кремль теперь принимает Ясера Арафата. Который уже предложил Владимиру Путину активно поучаствовать в новом арабо-израильском саммите в Шарм эш-Шейхе.

Нет сомнений, что этим приглашением Россия воспользуется. Кстати, в конце прошлого года Евгений Примаков высказывал претензии по поводу того, что Россию отсекли от посредничества на Ближнем Востоке. Тогда Примаков заявил, что Америка фактически монополизировала “миротворческий процесс”, стремясь “никого не подпустить туда на высоком уровне”. Примаков прогнозировал, что придет время, когда Америка обратится к Москве с предложением активно “поучаствовать в ближневосточном урегулировании”.

И предложение такое поступило. Правда, не от США, но это, в конце концов, не столь уж важно. А в случае, если российская попытка всех помирить окажется неудачной, это не должно сказаться на российско-арабском сотрудничестве. Об этом побеспокоится Евгений Примаков.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Арабо-израильский конфликт

  • Сирия не одинока перед лицом израильской агрессии
  • Арафат выясняет отношения с Америкой
  • Израильтяне ответили на обстрел Хеврона и Кирьят-Арбы


LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей