MIGnews.com
MIGnews.com
14 Июля  2001, Суббота 15:36   архив и расширенный поиск новостей
Подъем "Курска": о сроках не спорят
21.05 22:45 | Наталия Ипатова MIGnews.com

Россия все-таки заключила контракт на подъем "Курска". Но – не с теми, с кем предполагалось изначально. Международный консорциум не смог адаптироваться к особенностям российского бизнеса, за что и был отправлен в отставку.

Все случилось неожиданно. Когда до ранее объявленной очередной даты заключения контакта с международным консорциумом на подъем "Курска" (20 мая) оставались считанные дни, Россия вдруг объявила, что отказывается от услуг консорциума. Но лодку при этом поднимать будет, и контракт все-таки подпишет – 18 мая. Однако – с совершенно другой фирмой.

Имя нового "генподрядчика" держалось в тайне до момента подписания контакта. Точнее, тайны как таковой не было, потому как СМИ почти сразу назвали имя – голландская компания Mammoet. Однако официальных подтверждений того, что информация соответствует действительности, не поступало до последнего момента.

Равно как до последнего момента оставались сомнения, что контакт все-таки будет подписан – час "Х" трижды откладывался, с маловразумительными ссылками на "технические накладки" с переводом сложных терминов.

Однако историческое подписание состоялось. И именно с компанией Mammoet. Поставив подписи под контактом, все заинтересованные стороны – руководство ВМФ, ЦКБ "Рубин" и представители самой фирмы Mammoet – выглядели весьма довольными. И оптимистично заявляли, что теперь подъем лодки пойдет как по маслу. Более того – по словам вице-премьера Ильи Клебанова, по совместительству возглавляющего правительственную комиссию по расследованию причин аварии на "Курске", подготовительный этап начался прямо с момента подписания контракта.

Однако в успехе предстоящей операции уверены далеко не все.

Прежде всего, сомнения высказывают отправленные в отставку участники консорциума (куда, напомним, входили норвежская фирма Halliburton и голландские компании Heerema Marine Contractors и Smit Tak). Они убеждены, что поднять "Курск" в 2001 году – дело практически нереальное, потому как на подготовку столь серьезной операции времени почти не остается.

Собственно, именно разногласия в вопросе сроков проведения операции и называются российской стороной в качестве официальной причины разрыва отношений с консорциумом. Мол, они (то есть фирмы, входящие в консорциум) настаивали на переносе операции на 2002 год, а российские участники проекта упорно отстаивали необходимость поднять “Курск” именно в 2001 году – как и обещал Владимир Путин родственникам погибших моряков.

Однако несогласованность в сроках стала лишь следствием несогласованности в других принципиальных вопросах, прежде всего – в финансовом. Участники консорциума уверяют, что ничто не мешало подготовить проведение операции именно в 2001 году, как и хотела российская сторона – кроме одного: отсутствия ясности с деньгами. Консорциум не хотел начинать подготовку к подъему "Курска" до подписания контакта, а подписывать контракт – до окончательной расстановки всех точек над i в финансовом вопросе. Проще говоря, иностранные фирмы боялись, что Россия их банально "кинет" с деньгами, несмотря на все правительственные гарантии.

Россия, естественно, подобное развитие событий начисто отрицает. Как стало известно, еще 5 апреля в адрес участников консорциума было направлено письмо, подписанное вице-премьером Алексеем Кудриным, в котором давались гарантии по обеспечению финансирования. Однако консорциум гарантиям явно предпочитал "живые" деньги. И в итоге потерял контракт.

Фирма Mammoet в качестве альтернативного варианта появилась в поле зрения российской стороны не вдруг. По информации российских СМИ, эта голландская компания изначально приняла участие в тендере на разработку проекта по подъему "Курска". Однако тогда от ее услуг отказались, поскольку входившие в тендерную комиссию специалисты заявили о недостаточной компетентности этой фирмы, а также об отсутствии у нее необходимой технической базы и опыта работы.

Надо полагать, что за несколько месяцев, прошедших с того момента, фирма Mammoet сделала огромный скачок в своем развитии – потому что в противном случае придется констатировать, что новый выбор российской стороной был сделан в полном соответствии с народной мудростью, согласно которой на безрыбье и рак – рыба.

Кстати, в профессиональных качествах компании Mammoet высказывают сомнения не только участники отставленного консорциума, но и некоторые российские специалисты. Так, например, контр-адмирал, бывший специалист ВМФ СССР по аварийно-спасательным работам Юрий Сенатский заявил, что Mammoet – это компания, которая специализировалась до сих пор на подъеме объектов на суше, а не в море.

Правда, российские участники проекта по подъему "Курска" в последние дни не скупятся на комплименты в адрес голландцев, рассказывая, какой уникальный проект по подъему лодки те предложили. При этом абсолютно непонятно, что мешало с самого начала по достоинству оценить предложения компании Mammoet. Собственно, главное отличие нового плана от прежнего в том, что сам подъем будет осуществляться не при помощи крана, а двадцатью автономными гидроподъемниками. Все остальное похоже: в лодке сделают технологические отверстия, закрепят тросы, а когда "Курск" будет оторван от морского дна, его подведут под специальную баржу и отбуксуют в один из доков.

Поднимать при этом, как и раньше, планируется только часть лодки – без торпедного отсека. Этот отсек предварительно предстоит отрезать, и его судьбой займутся исключительно российские специалисты – уже после того, как вся остальная часть операции будет завершена.

Однако специалисты уверяют, что без изучения торпедного отсека определить причину гибели "Курска" невозможно. Иными словами, с точки зрения получения информации о случившемся подъем остальной части лодки – занятие не слишком перспективное. Но – президент обещал достать погибших моряков. Поэтому их будут доставать. Причину же их гибели, похоже, ни Россия, ни остальной мир так и не узнает.

Резоны, по которым Mammoet ввязался в этот проект, согласившись на все условия российской стороны – и по части сроков, и по части рисков, и по части финансирования (при этом даже снизив стоимость проекта, по неофициальной информации, примерно на 15-20 процентов) – абсолютно очевидны. Поднять "Курск" – это значит сделать себе имя (цель, собственно, уже достигнута). Ради этого стоило рискнуть. А не получится – что ж, от неудач никто не застрахован. Тем более, что всегда могут вмешаться "высшие силы" – к примеру, шторм (подъем лодки можно осуществлять только при спокойном море).

Так что недостаток опыта в проведении подобных операций компания Mammoet, похоже, с лихвой компенсировала умением приспособиться к российским правилам игры. А правила эти просты: денег сразу не давать, информацией не баловать и не рассуждать о том, о чем рассуждать не положено. Например, о сроках. Потому что сроки назначены лично Владимиром Путиным, следовательно, обсуждению не подлежат.

Консорциум подобные правила всерьез не воспринял – и потерял заказ. Компания Mammoet оказалась более понятливой. Кстати, ее название на русском языке звучит как "Маммут". А это нечужое российским властям слово – почти так же зовут одного из отечественных олигархов…



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Курск



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей