MIGnews.com
MIGnews.com
24 Июля  2001, Вторник 04:37   архив и расширенный поиск новостей
Рейтинг Путина проверят коммунальной реформой
31.05 13:49 | Наталия Ипатова

Российское правительство вплотную подошло к одной из самых болезненных проблем – реформе жилищно-коммунального хозяйства. Причем, похоже, что пик неприятных ощущений, связанных с этой реформой, придется на 2004 год, то есть на время предвыборной президентской кампании.

По уму, начинать реформу ЖКХ Путину следовало бы сразу после победы на президентских выборах – глядишь, к 2004 году удалось бы получить хоть какие-то положительные результаты. А народное возмущение в связи с неизбежным повышением квартплаты и других тарифов к тому времени уже успело бы утихнуть, ведь, как известно, человек привыкает ко всему.

Однако о реформе заговорили лишь сейчас. Правительство и президент не скрывают, что поводом к тому стали, прежде всего, события минувшей зимы - неотапливаемые города, прорванные трубы и прочие коммунальные несчастья.

“Промедление смерти подобно!” – примерно так звучит основная мысль, высказанная Владимиром Путиным на заседании Госсовета, посвященного теме реформирования ЖКХ.

Собственно, губернаторов не надо было долго убеждать в том, что с жилищно-коммунальным хозяйством надо что-то делать – они имеют возможность убедиться в этом практически ежедневно. Вопрос в том, что именно надо делать. И, главное, - за чей счет.

По сложившейся уже традиции, Госсовет выдал “на-гора” свою концепцию жилищно-коммунальной реформы. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что от подготовленного правительством варианта эта концепция отличается незначительно. Вся разница сводится к финансовому вопросу.

Прежде всего, губернаторы более пессимистичны в оценке стоимости реформы – они называют сумму в 600-700 миллиардов рублей (20-25 миллиардов долларов). Правительство же ведет речь примерно о 550 миллиардах рублей (18 миллиардов долларов), при этом намереваясь взять из бюджета лишь небольшую часть требуемой суммы – около 50 миллиардов рублей, а остальные деньги снискать с регионов, а также самих предприятий ЖКХ, населения и неких абстрактных инвесторов.

Регионы, в свою очередь, хотят уменьшить долю собственных затрат, предлагая правительству активнее задействовать федеральный бюджет. Однако и губернаторы, и правительство единодушны в том, что населению, безусловно, придется платить больше. Хотя это неприятное для граждан России известие они и пытаются всячески подсластить разговорами о поэтапности повышения тарифов и обязательной адресной помощи.

Кстати, Владимиру Путину категорически не нравится, что “сегодня подавляющее большинство относится к реформе как к очередному повышению тарифов”. Чувства российского президента понять не сложно – реформа ЖКХ может нанести весьма болезненный удар по его рейтингу, ибо безусловно относится к числу непопулярных мер.

Более того – речь идет о том, чтобы перевести все категории российских граждан на 100-процентную оплату жилищно-коммунальных услуг примерно к 2004 году. То есть аккурат к очередным президентским выборам. Между тем переход к 100-процентной оплате означает весьма серьезное повышение расходов граждан на жилье. Правительство заявляет, что сегодня в России население оплачивает примерно 60% от себестоимости жилищно-коммунальных услуг, однако этот показатель сродни средней температуре по больничной палате, и совсем не означает, что россиянам грозит лишь 40-процентное повышение тарифов. Эксперты полагают – и небезосновательно – что расходы на жилье вырастут в несколько раз. Дело в том, что “100% оплаты” – это величина не постоянная, а зависящая от тарифов на те или иные услуги. Сами же тарифы неизбежно будут повышаться – потому что реформа требует денег.

Естественно, и правительство, и губернаторы произносят правильные слова о том, что повышение тарифов должно проходить осторожно и поэтапно. Что первыми платить должны богатые, потом – представители “среднего класса”, и лишь затем - все остальные. Что малоимущим обязательно будут предоставлены льготы. И прочая, прочая, прочая…

Правда, единства в определении категории “богатых” пока не наблюдается. В Москве таковыми вроде бы считаются граждане с доходом свыше 20 тысяч рублей в месяц (около 660 долларов), другие губернаторы говорят о доходах свыше 10 тысяч в месяц, третьи вообще предлагают судить по занимаемой жилплощади (мол, если большая квартира, то – богатый). Не больше ясности и в отношении “среднего класса”.

Вообще, опыт реформирования ЖКХ в российских регионах уже есть. Преимущественно неудачный. Например, в Петербурге в 1997 году свежеизбранный губернатор Владимир Яковлев затеял такую реформу, и чуть было не поплатился за это губернаторским креслом. Дело в том, что как только квартплата повысилась вдвое, “благодарные” избиратели не стали ждать обещанного улучшения качества услуг, а затеяли сбор подписей за снятие Яковлева. Кстати, качество услуг в итоге так и не улучшилось.

Правительство, однако, рассчитывает на успех. Как именно его предполагается достигнуть, будет известно, видимо, к 1 июля. До этого дня Кабинет министров должен представить доработанную - с учетом предложений Госсовета – программу реформы жилищно-коммунального хозяйства.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Внутренняя политика России

  • Комиссии при президенте России вернут право миловать
  • Английская газета критикует Путина за попытку возродить реалии сталинской эпохи
  • В России закончилась парламентская весна


LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей