MIGnews.com
MIGnews.com
10 Июля  2001, Вторник 23:42   архив и расширенный поиск новостей
Башар Асад: Шарону нравится убивать
02.05 16:19 | El Pais, перевод Ады Коростышевски

Десять месяцев назад, в ходе предвыборной кампании Вы обещали провести компромиссные реформы, которые обеспечат открытость всех сфер социально-политической жизни страны, включая экономику, образование, науку. Как на сегодняшний день обстоят дела с реализацией Ваших планов?

То, что я вижу своей главной задачей – это изменить образ мышления народа в отношении будущего Сирии. Эта задача имеет конкретные цели и, соответственно, методы их осуществления. Любой президент может и должен сосредотачиваться на общих задачах. Однако способ их решения, те пути, при помощи которых будет достигнут конечный результат, требует консолидации усилий всех институтов власти и "светлых умов" общества. Бывает так, что в обществе не хватает согласия. Некоторые проблемы ярко выражены в сирийском обществе, они должны быть решены в кратчайшие сроки и в первую очередь. Однако, есть проблемы, которые не затрагивают основных устоев общества и их решение требует времени, продуманности и общенародного обсуждения. Что же касается понятия "открытость", то оно очень многоплановое, и его интерпретация варьируется в зависимости от мировоззрения каждого конкретного человека.

Вы говорите о шагах, уже предпринятых вашим правительством. Какие из них касаются внутренней политики Сирии?

Основной проблемой для подавляющего большинства сирийцев является экономика. Я знал об этом еще до того, как стал президентом, и ощущаю последствия экономических проблем по сей день. Решение этой задачи является для меня приоритетом. Нам предстоит много сделать, чтобы дать сирийской экономике мощный импульс. Это касается и изменения законодательства, и укрепления экономических связей как внутри страны, так и за ее пределами. Очень важной задачей является подготовка и обучение высококвалифицированных кадров. Нам уже удалось решить значительное количество проблем и определиться с направлениями, по которым мы будем выстраивать дальнейшую работу. Однако главная сложность заключается в том, чтобы определить какие именно связи и шаги обеспечивают стабильность экономики, учитывая местные реалии. Как я уже подчеркнул, в настоящий момент мы сконцентрировали наши усилия на подготовке и обучении профессионалов. В этом смысле мы намерены отправлять толковых людей на учебу в ЕС, а также приглашать экспертов в Сирию, которые будут осуществлять специальные учебные программы. Кроме того, мы предпринимаем серьезные шаги для создания условий, при которых возможным станет и технологический прогресс. Однако я один не в состоянии решить все задачи. Для этого мне нужно понимание и поддержка всех сирийцев.

Предусматривает ли этот проект приватизацию государственных предприятий?

Если рассматривать приватизацию как одну из составляющих обширного экономического плана, то в принципе это возможно. Тем не менее, следует учитывать, что политическое устройство Сирии всегда основывалось на социальном факторе. А это не менее важно, чем решение проблем экономического характера. Но есть и другой фактор. Если провести сравнение с другими странами, которые уже имеют опыт приватизации, то можно заметить, что этот процесс привел там к сокращению демографических показателей. Что же касается Сирии, что каждый год на рынок труда "выплескивается" от 150 до 200 тысяч рабочих рук. Как же в случае с приватизацией удерживать в рамках разумного уровень безработицы в стране? Нам сложно думать об этом до тех пор, пока не будут созданы адекватные условия. Немаловажным является и тот факт, что ежегодно прирост населения в Сирии составляет около 300 тысяч новорожденных. Следовательно, в ближайшие двадцать лет нам предстоит решать очень важные задачи, связанные с занятостью населения страны. Таким образом, в широкий спектр задач, касающихся этой темы, должен предусматривать и социальные аспекты, связанные с увеличением уровня рождаемости в Сирии.

Параллельно с решением экономических проблем, Вам предстоит решать и некоторые политические задачи: возникновение новых печатных изданий сейчас широко обсуждается в обществе. Некоторые аналитики склонны полагать, что с февраля текущего года, так называемый период "сирийской весны свободы слова" постепенно идет на спад…

Тема открытости и регресса активно муссируется в прессе, причем приводимые факты довольно далеки от реальности. Процесс активизации процесса свобода слова начался еще при президенте Хафезе Асаде. Я продолжил этот процесс и считаю, что он должен основываться на разумном диалоге со всеми слоями сирийского общества. Что касается "регресса", на который вы ссылаетесь, то это частная точка зрения отдельных лиц, не имеющая ничего общего с реальными тенденциями. Несколько месяцев тому назад появилась новая газета, а в ближайшее время начнет издаваться еще одна. Что же касается вопросов открытости мнений, то сирийское общество всегда, и без ограничений, любило обсуждать практически любые темы. Это качество является одной из характерных черт народа Сирии. Мы готовы принимать во внимание любое мнение, которое служит интересам общества и способствует процессу его развития, если оно основано на объективности и справедливости, и не несет угрозы безопасности и стабильности государству.

Есть ли у вас планы отменить чрезвычайное положение, введенное в стране с 1963 года?

Чрезвычайное положение связано с нестабильностью мира, в котором живет Сирия и главным образом регулирует вопросы безопасности государства. В течение многих лет чрезвычайное положение рассматривается некоторыми официальными лицами как ошибка. Пока мы настаиваем на том, чтобы оно продолжало действовать. Тем не менее, при правильном использовании, чрезвычайное положение не будет являться тормозом для развития общества. Здесь я не вижу никакого противоречия. Что же касается возможности отмены чрезвычайного положения, то, безусловно, оно, как любое другое в любой момент может быть отменено. Я подчеркиваю, пока у нас нет ни таких планов, ни таких намерений. Мы не можем изолировать жизнь сирийского общества от тех процессов, которые происходят в регионе.

В перспективе, возможно ли превращение каких-то дебатных клубов в новые политические партии?

Это один из наиболее актуальных вопросов, обсуждаемых в обществе. Но он не является приоритетным. С моей точки зрения, нелогично создавать новые политические структуры прежде, чем будут выполнены задачи экономического развития общества. Для развития и проталкивания какой-то идеи, не достаточно убежденности одного человека. В обществе должен появиться широкий спрос на новые политические веяния.

Вы говорите, что чрезвычайное положение, введенное в Сирии, тесно связано с процессами, происходящими в регионе. Насколько нам известно, то президент Египта Хусни Мубарак и министр иностранных дел Израиля Шимон Перес, в целом оговорили условия прекращения насилия на срок 4 недели. В ходе этого периода стороны должны выработать пути, по которым будут вестись переговоры между израильтянами и палестинцами. Что Вы думаете по этому поводу?

Это целый комплекс вопросов, каждый из которых тесно взаимосвязан с последующим. Следует принимать во внимание, что достижение мира – процесс чрезвычайно сложный. Это процесс включает цель и инструменты для ее достижения. Для этого следует понять, что главной целью является собственно мир в регионе. Если это так, то это хороший путь. Но если переговоры являются только тактическим приемом, чем в настоящее время занимается Израиль, проблема из тупика не выйдет. Тем не менее, хочется надеяться на лучшее, хотя многое зависит от огромного количества факторов, и главным образом, от них – от израильтян. Честности их намерений и реального стремления к миру.

Прошло уже более двух недель с тех пор, как Израиль нанес бомбовый удар по сирийской радарной установке в Ливане. Вы сказали, что это не свяжет Сирии руки, и что сирийцы выберут время для ответных действий…

Безусловно, мы не намерены разглашать то, каким именно будет наш ответ. Разве я сказал, что мы ответим военными методами? Если бы мы действительно поступили подобным образом, то мы бы сыграли на руку истинным стремлениям Шарона, единственная задача которого – втянуть регион в полномасштабную войну. Сирия же никогда не была привержена к войне, если только это не служит интересам стабильности в регионе. Есть много способов "ответить". Впрочем, я не исключаю возможность дать Израилю ответ силой оружия, но, я подчеркиваю, Сирия не ищет военной эскалации. Важным является тот факт, что ответ будет дан в тот момент и в той форме, которая служит достижению наших целей.

Есть ли угроза начала региональной войны в ближайшие недели?

Это зависит от двух сторон: Сирии и Израиля. Что касается Сирии, мы не стремимся к войне, но все действия Израиля указывают на то, что они имеют противоположные цели. Если нам навяжут войну, мы будем защищаться. Я бы не хотел думать, что Израиль решится ввязаться в эту авантюру. Но все указывает на то, что Шарону нравится убивать, а война идеально служит этим целям.

Израиль обвиняет Сирию в том, что она использует территорию Ливана для нападения, причем ключевым "посредником" в данном случае является террористическая группировка "Хизбалла". Что связывает Сирию и "Хизбаллу?"

То же, что связывает Сирию со всем ливанским народом. Кроме того, "Хизбаллу" нельзя рассматривать в качестве важной силы сопротивления израильской агрессии вне связи с ливанским народом. Мы поддерживаем прекрасные отношения со всеми ливанцами, включая те слои, которые не слишком жалуют Сирию. Следует помнить, что сирийцев и ливанцев связывают очень важные родственные узы. Что же касается "Хизбаллы", то природа этой организации еще никем не определена окончательно. По этому поводу имеется множество различных мнений. Тем не менее, у "Хизбаллы" есть много сторонников, и, кстати, народ Ливана, в целом поддерживает эту организацию. В этом смысле Сирия выступает на стороне ливанского народа. Поэтому вполне логично, что мы поддерживаем отношения с силами, представляющими ливанское движение сопротивления.

Военное присутствие Сирии в Ливане в последнее время вызывает множество критических замечаний со стороны ливанцев. Как долго Вы намерены держать свою армию в Ливане? Ведь Израиль уже почти год, как отвел свои войска?

Ввод в 1976 году сирийских войск в Ливан являлся ответом на усиление христиан в стране. К президенту Хафезу Асаду обращались многочисленные делегации с просьбой ввести сирийские войска для защиты мусульманского населения. После чего в сирийском военном присутствии возникла необходимость, когда в стране отчетливо назревала гражданская война. Сирийские войска будут находиться на территории Ливана до тех пор, пока правительство этой страны не посчитает, что в этом более нет необходимости. Выполнив поставленные задачи, сирийские войска не будут заинтересованы в том, чтобы продолжать оставаться на территории Ливана. Что же касается ливанской оппозиции относительно сирийского военного присутствия, то заявления от имени народа не соответствуют действительности. Далеко не все ливанцы выступают за немедленный вывод сирийских войск. Все это заявления малочисленных групп, преследующих частные политические интересы.

Примет ли Сирия заключение двустороннего соглашения между палестинцами и Израилем?

Это дело самих палестинцев. Однако более уместным я считаю вопрос о том, действительно ли это соглашение принесет реальный мир! Мы убеждены в том, что, если это соглашение не будет всеобъемлющим, если оно не будет учитывать интересы всех сторон (Ливана, Сирии и Палестины), это будет фиктивный мир. Мирный путь – это путь искренней заинтересованности и справедливости. Возьмем, к примеру, события, которые сейчас происходят в Палестине. С 1993 года палестинцы и израильтяне договаривались неоднократно, однако ни одна из договоренностей не была соблюдена. В этом смысле я хочу особо указать на беспрецедентное ущемление прав палестинского народа.

На каких условиях Сирия готова сесть за стол переговоров с Израилем?

Дело не столько в условиях, сколько в уровне эффективности самих переговоров. А это определяется не Сирией, а международным сообществом. После окончания войны 1967 года Совет безопасности ООН принял резолюции, которые передают все захваченные Израилем территории под его полный контроль и рассматривают их составной и неделимой частью Израиля. Мадридская конференция, основная отправная точка мирного процесса по-новому подошла к принципу "мира на территориях" для всех наций мира, кроме Израиля. А спустя некоторое время, тогдашний премьер-министр Израиля Ицхак Шамир, заявил, что он не уверен в мирном процессе, который длится более 10 лет. Справедливость, как видите, не восторжествовала.

Не существует "сирийских условий". Есть понятие прав сирийцев и международные условия, уважающие права сирийцев, и арабов в целом. А именно этому противостоит Израиль. Когда с таким подходом будет покончено, мы будем готовы сесть за стол переговоров.

Даже с Шароном?

Вопрос персоналий здесь не уместен. У нас есть права и их следует соблюдать. Существуют резолюции Совета Безопасности ООН и их нужно выполнять. Нас не интересует, что происходит внутри Израиля. Но когда мы видим, что вытворяет нынешнее израильское правительство, у нас возникает вопрос: как может народ, который говорит, что стремится к миру, избрать своим лидером человека с прошлым военного преступника? Мирный процесс – это процесс, который отражает настроения всего общества, а не только одного главы правительства. Не нужно применять какие-то особые дедуктивные методы, чтобы прийти к заключению: стремление к миру чрезвычайно ограничено и слабо выражено в Израиле.

Как Вы оцениваете отношение администрации Джорджа Буша к событиям, имеющим место в регионе?

Для американцев существует две фундаментальные цели на Ближнем востоке: мир и Ирак. А эти две задачи неразделимы. По-моему совершенно очевидно, что США главным образом заняты экономическим эмбарго в отношении Ирака, и не уделяют должного внимания вопросу мирного урегулирования ближневосточного конфликта. Однако, им не удастся решить одну задачу, не принимая во внимание важность второй. Пока нам остается только одно: ждать.

Вы лично, как и лидеры других арабских государств, настаиваете на более эффективном вмешательстве Европы в процесс мирного урегулирования арабо-израильского конфликта. Что, по Вашему мнению, должно быть сделано в этом направлении?

Есть три основных пути. Во-первых, неукоснительное выполнение всех резолюций Совета Безопасности ООН и Мадридской встречи, провозгласившей принцип "мира для территорий". Во-вторых, высказать четкую позицию по отношению к тем процессам, которые происходят каждодневно. Я имею в виду то, что все должно называться своими именами. Когда израильтянин убивает палестинца, не стоит говорить о защите израильского народа и насилии в целом. И, в-третьих, учитывая два предыдущих пункта, необходимо принять соответствующие меры в отношении стороны, которая нарушает нормы международного законодательства.

По моему мнению, именно этого, третьего, пункта и не хватает, чтобы мирный процесс имел успех. Что касается второго пункта, то он иногда присутствует, но настолько редко, что голос разума практически никто не слышит. Позиция, отраженная в первом пункте, к сожалению, рассматривается только как хорошая идея, утратившая свою ценность.

Очевидно, что все это не только прерогатива ООН, но и всех стран, так, или иначе, имеющих отношение к мирному процессу, во главе с США.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Арабские страны

  • Сирия "переключается" на туризм
  • Иордания хочет подарить Ливану танки, но не может сделать этого без позволения США
  • Исламские боевики забросали гранатами магазин в Ливане


LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей