MIGnews.com
MIGnews.com
22 Февраля  2001, Четверг 10:52   архив | расширенный поиск новостей
Российский бизнес: сырье наше – технологии эстонские
13.02 11:12 | Илья Зунделевич MIGnews.com

В ближайшую пятницу в Таллин приезжает представительная делегация российских государственных деятелей и крупных бизнесменов, возглавляемая председателем Союза промышленников Аркадием Вольским и председателем думского комитета по иностранным делам Дмитрием Рогозиным. Столь крупнокалиберному "обстрелу" Эстония не подвергалась уже давно.

Можно предположить, что Вольский не будет тратить свое драгоценное время на простую ознакомительную поездку. Сбором информации занимаются референты. Рогозин не предпринял бы подобное путешествие в страну, часто критикуемую Думой за якобы имеющую место дискриминацию русскоязычного населения. Стало быть, визит подготовлен на политическом уровне. И можно ожидать выхода на финишную прямую изматывающего соревнования по ориентированию в политических джунглях, что приведет к подписанию определенных соглашений, столь нужных обеим странам.

Россия все еще не отменила двойные таможенные пошлины, наказывая, таким образом, не только Эстонию, но и самое себя. Хотя предположения о долгожданном изменении могут в очередной раз остаться в мире виртуальных идей.

Несмотря на запланированные встречи с эстонскими парламентариями и министрами, за визит не отвечает ни одна государственная структура. Встречающей стороной является "Ассоциация крупных предприятий Эстонии".

Третьим вариантом может оказаться очередная серия про плохого и хорошего следователей – Рогозин будет выговаривать Эстонии за ущемленные права русского населения, а Вольский будет раздавать комплименты стабильно работающей экономике. Это будет означать очередное топтание на месте в ожидании доброго царя, который придет и всех рассудит.

"Ассоциации крупных предприятий" есть за что бороться. Самые крупные предприятия в Эстонии – это предприятия инфраструктуры: железная дорога, завершающая в эти дни процесс приватизации; производители электроэнергии; порты; подъездные пути и погрузочно-разгрузочные терминалы для всех видов грузов. Тут-то и пересекаются важнейшие экономические интересы Эстонии и России.

Россия, как известно, богата природными ресурсами, но по-прежнему, страдает от неразвитости сети железных дорог, неожиданного наступления зимнего отопительного сезона и непредсказуемых усушек-утрусок, съедающих иногда целые железнодорожные вагоны. Эстония же, в отличие от своего восточного соседа. обладает несколько иными богатствами. В первую очередь, это географическое местоположение, во вторую – достаточно высокая культура труда и развитые информационные технологии. Разумная кооперация могла бы сократить ненужные расходы российской стороне, а эстонской – дать на этом деле подзаработать.

Одной из основных проблем является использование эстонских портов для транзита на Запад российской продукции. В основном, нефти и нефтепродуктов. Оптимальный путь лежит через Балтийское море. Для того, чтобы самостоятельно решить эту задачу и сократить до минимума недополученные от перевалки продуктов деньги, Россия уже давно тратит огромные средства на вялотекущее строительство огромного порта Усть-Луга под Петербургом. Кроме того, в этом же районе начато строительство Батарейного порта. Около Выборга, в Приморске строится нефтеналивной порт. Все это - компоненты амбициозного проекта "Балтийская трубопроводная система" (БТС), о начале строительства которого Владимир Путин торжественно объявил еще в бытность и.о.

Это наиболее опасный для Эстонии и Латвии проект. От Приморска до Киришей – всего ничего. А в Киришах – труба, которую теперь затягивают прямо в порт. На первом этапе через Приморск будет проходить 12-15 миллионов тонн. Затраты на перевалку составляют примерно 5 долларов за тонну. Следовательно, латышский Вентспилс, эстонский Мууга и финский Порово останутся без 75 миллионов транзитного заработка. Правда, строительство всего этого проекта, нефтяного терминала и трубопровода, включая строительство новой ветки трубопровода на севере Западной Сибири, составляет 460 миллионов долларов.

Главным акционером БТС является государство в лице "Транснефти", которой принадлежит 51% акций. Но, акции – вот они, а инвесторов на весь проект – пока нет.

Таким образом, не исключено, что еще на какое-то время Россия будет поддерживать свободную конкуренцию среди вышеперечисленных партнеров по транзиту, давая им возможность зарабатывать нефтедоллары. Главный вопрос для Латвии и Эстонии - именно в том, насколько честна будет эта свободная конкуренция.

В своих экономических отношениях с Прибалтикой, Россия исходит не только из соображений разумности и полезности. Чисто деловые отношения осложнены так называемым "русским вопросом". Поэтому заслонка трубы колеблется соответственно курсу национальной политики Президента и Думы.

Вот, Вентспилс, например. Российская труба прямо в терминалы вентспилского порта выходит. Около 50 миллионов в год. А вот перекроет Россия задвижку, и что будет? Эстонские объемы пока в два раза меньше. И навряд ли будут в обозримом будущем увеличиваться.

Что думают по этому поводу бизнесмены по обе стороны границы, можно лишь догадываться. Капитал не желает знать национальных и политических различий. Поэтому, например, эстонские промышленники готовы на многое. Вплоть до перенесения своих нефтетерминалов в Россию, на территории тех самых строящихся портов. Они смогут там арендовать земельные участи, построить причалы, отремонтировать старое оборудование и продолжить использовать свой, уже достаточно большой, накопленный у Запада, опыт. При этом эстонский госбюджет останется без миллионных налогов, что для Эстонии плохо, а для эстонских промышленников, видимо, безразлично. Россия же сможет не спешить с поиском инвесторов в проект БТС. Она несколько проиграет в оплате транзита, зато отыграется на налогах.

Что же, в таком случае, достанется прибалтийским портам? По всей видимости, продукты нефтехимического производства. Их в трубу обратно не загонишь, а продавать все равно надо.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Европа



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей