MIGnews.com
MIGnews.com
09 Февраля  2001, Пятница 06:17   архив | расширенный поиск новостей
Если враг не сдается — его отсекают?
07.02 13:01 | Надежда Ветрова MIGnews.com

Если к 2003 году ситуация в Чечне не нормализуется, то России придется применить принцип разделенных территорий, считает лидер российских “правых” Борис Немцов. О том, как Владимир Путин воспринял “план Немцова”, пока ничего не известно.

На днях лидер фракции СПС в Госдуме Борис Немцов встречался с Владимиром Путиным и, воспользовавшись случаем, передал президенту свои предложения по политическому урегулированию конфликта в Чечне. Предложения эти уже вызвали неоднозначную реакцию в российском обществе, однако большинство политиков признают, что вариант Немцова — фактически единственный сейчас план будущего развития событий в Чечне.

И действительно, до сих пор говорили и говорят, в основном, о перспективах “контртеррористической операции” — когда и кого сможет (если сможет!) поймать ФСБ, насколько будет (или не будет) сокращена размещенная в республике военная группировка, в каком объеме следовало бы привлекать к обеспечению правопорядка местную, чеченскую милицию. И прочее в том же духе. Но все перечисленное — задачи текущего дня. Конечно, их решение может растянуться на месяцы и годы, но уж коль российские власти объявили о том, что главная задача — строительство в Чечне мирной жизни, то не мешало бы понять, каким образом эта жизнь будет строиться.

Как известно, свои предложения Путину на этот счет представил Ахмад Кадыров. Однако назвать несколько пунктов, уместившихся на одном листочке бумаги, полномасштабным планом — значит, выдать желаемое за действительное. Вкратце, суть всех предложений Кадырова сводятся к одному — дайте денег на восстановление экономики (а уж потратить их мы сами сумеем). Плюс — сократите численность войск и активнее используйте местные кадры.

Борис Немцов считает, что реализовывать “план Кадырова” — дело небезопасное. Вообще, лидер “правых” насчитал девять начальников и представляемых ими ведомств, которые сегодня в той или иной мере отвечают за Чечню. Это — Патрушев (директор ФСБ), Кадыров (глава администрации), Гантамиров (первый заместитель главы администрации), Ильясов (премьер-министр Чечни), Казанцев (полпред президента на Кавказе), Елагин (федеральный министр по делам Чечни), Христенко (руководитель правительственной комиссии по Чечне), Рушайло (глава МВД) и руководство Генерального штаба. В результате, считает Немцов, “наведение конституционного порядка, по меньшей мере, затягивается”.

В интервью радиостанции “Эхо Москвы” Борис Немцов сообщил подробности своего “чеченского плана”. Лидер фракции СПС предлагает, прежде всего, образовать на территории республики восьмой федеральный округ и назначить его руководителем генерал-губернатора. Претендент на этот пост должен, по мнению Немцова, удовлетворять многим требованиям: им должно быть гражданское лицо не чеченского происхождения; при этом ему должен доверять Путин, его должны уважать военные и представители спецслужб, у него должен быть опыт хозяйственной работы, а также немалая сила воли и мужество.

Сам Немцов такого человека не знает. А если и знает, то пока не называет. Кстати, именно сверхжесткие требования, которые в “плане Немцова” предъявляются к потенциальному генерал-губернатору Чечни, с самого начала ставят под вопрос осуществление этого плана. Найти подобного человека в России возможно лишь теоретически.

Это в определенной степени признает и сам Немцов, объясняя, что он просто нарисовал идеальный портрет идеального генерал-губернатора. В реальности же, мол, частью требований придется пожертвовать.

По мнению Немцова, такой генерал-губернатор — если он, конечно, появится — должен обладать огромными полномочиями по ведению переговоров с чеченцами. Вообще же, считает автор плана, для Чечни более всего подошла бы модель парламентской республики, что позволило бы учесть особенности тейпового уклада и смягчить межклановую вражду.

Борис Немцов, однако, не исключает, что даже генерал-губернатору не удастся перевести Чечню на мирные рельсы. Если этого не произойдет к 2003 году, Немцов предлагает “перейти на принцип разделенных территорий”. То есть, отделить мятежную горную Чечню от более спокойной равнинной ее части со вновь созданной и хорошо охраняемой границей.

Немцов и его коллеги уже даже подсчитали требуемые для этого затраты: около 400 миллионов долларов на обустройство границы плюс 100 миллионов долларов в год на ее содержание. Между тем, уверяет руководитель фракции СПС, сейчас Россия тратит на войну в Чечне — прямо и косвенно — около миллиарда долларов ежегодно. То есть 2,5 процента бюджета страны.

“Конечно, кажется, что это слишком радикальное предложение, но главная его цель — чтобы люди в Чечне не погибали”, — заявляет Борис Немцов.

Действительно, перспектива обнести часть Чечни колючей проволокой не слишком вдохновляет. Потому что это — не решение проблемы, а лишь консервация ее, причем консервация с использованием силы и с неопределенными перспективами. Как долго Чечня сможет существовать в таком состоянии? И чем, в итоге, это все-таки должно закончиться?

Борис Немцов исходит из того, что в любом случае Чечня должна оставаться в составе России. С одной стороны, это, безусловно, не может не привлечь внимания Владимира Путина (который жестко стоит на принципе территориальной целостности страны). С другой — это снижает привлекательность “плана Немцова” в глазах многих правозащитных организаций, не исключающих возможности отделения Чечни от России.

Так или иначе, Борис Немцов фактически открыл дискуссию на тему будущего Чечни. Не будущего военной операции в Чечне — а именно перспектив самой республики.



вернуться к статье | вернуться в раздел


Все по теме: Внутренняя политика России



LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей