|
|
27 Мая 2001, Воскресенье 12:33 | архив и расширенный поиск новостей |
Алжир стал стратегическим партнером России. Подписанное на днях заявление о сотрудничестве Владимир Путин называл "беспрецедентным в отношениях с арабскими государствами". На первый взгляд, ничего особо беспрецедентного в случившемся нет. Подписанное соглашение провозглашает развитие масштабного сотрудничества между Россией и Алжиром, в том числе – в области обороны и борьбы с терроризмом. Правда, нынешний визит алжирского президента Абдельазиза Бутефлика – первый визит главы Алжира с 1986 года. Советский Союз с Алжиром дружил: поддерживал во время "освободительной войны" 1954-1962 года, а впоследствии помогал – деньгами, специалистами и оружием – строить социализм. Строительство это, однако, оказалось не слишком успешным: в середине восьмидесятых в Алжире разразился серьезный экономический кризис, который привел к не менее серьезным политическим последствиям. Параллельно кризис переживал и "большой брат" – Советский Союз (причем, толчком для перемен как в СССР, так и в Алжире, по большому счету, послужило одно явление –падение цен на нефть). Впрочем, отношения с Алжиром Россия не разрывала и после краха СССР – во-первых, продолжалось военно-техническое сотрудничество, а во-вторых, российские власти не забывали о почти 4-миллиардном (в долларах) алжирском долге. Нынешняя активизация российско-алжирской дружбы вполне вписывается в проводимую Кремлем политику "собирания земель". Россия пытается вернуть себе утраченные в на рубеже девяностых годов позиции в арабском мире. Однако происходит это в принципиально других условиях: на фоне войны в Чечне, которая волей-неволей имеет и исламский подтекст. К исламу отношение в России сегодня сложное. Хотя, по крайней мере, теоретически российские политики разделяют понятия "ислам" и "исламский фундаментализм". Недавно проведенный среди представителей политической, экономической и технической элиты России опрос показал: 16,2 процента ответивших назвали именно исламский фундаментализм главной угрозой безопасности России. Еще 14,9 процента в качестве такой опасности обозначили международный терроризм, который у многих также ассоциируется прежде всего с исламским фундаментализмом и его представителем, "главным террористом мира" бен Ладеном. Исламский фундаментализм в первом приближении можно определить как политическое учение, построенное на основе исламской религии. По мнению редактора приложения "Религия" к "Независимой газете" Максима Шевченко, это учение "бросает вызов современному либеральному миру нового капитализма". Вызов, аналогичный тому, что в свое время бросил марксизм – с той лишь существенной разницей, что для исламизма существует мощная демографическая база. В Алжире попытка создать исламское государство была предпринята в начале девяностых годов, в момент, когда правящая элита продемонстрировала свое неумение решить социально-экономические проблемы жителей страны. Впрочем, ислам никогда не исчезал в Алжире с политической сцены. В свое время, после завершения войны с Францией, Алжир пошел по социалистическому пути развития прежде всего потому, что идея социализма внешне была созвучна с представлениями о равенстве и социальной справедливости, характерными для традиционного сознания мусульман. Социализм вроде бы и не противоречил ценностям ислама. Но полного единения социализма и ислама не получилось. Когда идеи социализма себя дискредитировали, не приведя поверивший в них народ в светлое будущее, их место тут же заняли идеи ислама. В полный голос заявил о себе Исламский фронт спасения, провозгласивший свой целью создание в Алжире республики, основанной на законах шариата. Его "электоратом" стали миллионы городских и сельских жителей – рабочие, крестьяне, мелкая буржуазия, служащие низшего и среднего звена, молодежь – которые на себе испытали основные тяготы экономического кризиса. В результате, на первых в истории Алжира многопартийных выборах в Национальное собрание 188 мест из 430 получили исламисты. Однако, на этом их продвижение к власти тогда было остановлено – в стране был сформирован Высший государственный совет, ставший коллективным главой государства. В ответ ИФС призвал население страны к "защите исламского выбора". В Алжире фактически началась новая война. Попытка реализовать в Алжире исламский проект унесла десятки тысяч жизней – такова плата за годы противостояния. Последующие события позволили несколько стабилизировать ситуацию в стране: в Алжире вновь появился президент; был издан ряд указов, направленных на политическое урегулирование конфликта... Однако, политическое противостояние фундаменталистов и правящей элиты продолжается. Наиболее активные приверженцы исламского фундаментализма не оставили своей идеи превратить Алжир в исламскую республику. Они "остаивают" свои убеждения методами, принятыми в их среде – путем совершения террористических актов, захвата заложников. Один из недавних примеров – трагическая судьба четырех российских инженеров, которых на православное рождество, 7 января 2001 года в Алжире зарезали исламисты. Во время визита Абдельазиза Бутефлика в Москву президент Алжира заявил, что арабы ждут усиления роли России на Ближнем Востоке. Однако России будет гораздо сложнее, нежели Советскому союзу, играть роль "стабилизирующего фактора". Во-первых, Советский союз импортировал в арабские страны идеологию коммунизма-социализма, которая, повторим, внешне напоминала мусульманам идеи Ислама и потому была востребована. Сегодня России нечего предложить в качестве идеологической иальтернативы исламизму. Во-вторых, Россия не самым успешным образом решает проблемы в собственных мусульманских регионах, а в связи с политикой, проводимой российскими властями в Чечне, год назад исламское движение "Талибан" обратилось "ко всему мусульманскому миру" с призывом объявить России "священную войну". Другое дело, что идея талибов не нашла особо отклика в официальном арабском мире: с одной стороны, режим талибов не признан мировым сообществом, с другой – у России в мусульманских государствах все-таки сохранились с советских времен дружеские связи, рвать которые многим арабским странам просто не выгодно. Однако одно дело – официальные режимы, и другое – радикальные фундаменталистские движения. В последнее время Россия стала таким же объектом приложения "усилий" международного терроризма (ассоциируемого с исламскими фундаменталистскими движениями) как и другие страны. Так что играть роль "стабилизирующего фактора" на Ближнем Востоке ей будет очень непросто. вернуться к статье | вернуться в раздел Все по теме: Внешняя политика России
|
|
||
|
||
|
Copyright © 2000 M.I.G. Media International Group |
Информация о сервере Экспорт новостей |