|
|
24 Февраля 2001, Суббота 05:53 | архив | расширенный поиск новостей |
|
СобытияСНГ
Глава Буддийской традиционной сангхи /церкви/ России Хамбо-лама Дамба Аюшеев поздравил сегодня всех россиян с наступающим 24 февраля Годом Белой Железной Змеи по лунному календарю. "Успехов, процветания и исполнения всех желаний" - таково главное пожелание главы буддийской церкви. Дамба Аюшеев подчеркнул, что "полностью удовлетворен" вниманием, которое оказывает буддийской конфессии федеральный центр, а также сотрудничеством четырех традиционных религий России - православия, ислама, буддизма и иудаизма. По его словам, участие российских иерархов этих конфессий единой делегацией в прошлогодней встрече лидеров мировых религий в Нью-Йорке "стало принципиальным событием" как для самой России, так и для наблюдателей российских межконфессиональных отношений за рубежом. Примечательно, но Хамбо-лама критически оценивает прогнозы о якобы возрождающейся в России диктатуре. "Повышение ответственности и дисциплины необходимо стране, испытавшей в последние годы немало трудностей" - считает Дамба Аюшеев. Тем более, что, отметил он, Года Змеи / 1905, 1917, 1929, 1941, 1953 и т.д. /, "всегда были не простыми для России, а порой и приносили страдания". Однако наступающий Год Змеи, по прогнозам буддийских астрологов, будет благоприятен для всех руководителей России - от президента до глав регионов. "Мои учителя говорили мне, что в текущем 60-летии, которое началось в 1987 году, не будет больших войн. Я в это верю и думаю, что это главное" - заявил он. Среди праздников, ныне считающихся буддистскими, есть такие, которые изначально не имели никакого отношения к буддизму. Прежде всего, это относится к празднованию Нового года, приход которого в той или иной форме отмечали все народы земного шара задолго до того, как возникли мировые религии, в т.ч. буддизм. Праздник Нового года у всех был насыщен древней магической символикой; его назначение - обеспечить в наступающем году богатство, плодородие, процветание, иными словами - благосостояние народа и государства. Вполне естественно, что со временем этот праздник оказался встроенным в систему буддийского праздничного календаря и насыщен буддийским мифологическим и ритуальным содержанием. Китайцы, тибетцы, монголы, вьетнамцы, буряты и тувинцы отмечают приход Нового года в 1-ое весеннее новолуние по лунному календарю. Так как Лунный год короче Солнечного примерно на месяц, то наступление Нового года не имеет фиксированной даты и может колебаться в пределах полутора месяцев (от конца января до первой декады марта). Вычисляют эту дату заранее по астрологическим таблицам. Сагаалган - так называется древнейший и основной праздник монголоязычных народов. Название происходит от слова "Сагаан" - белый. "Сагаалган" в старину считался праздником молочных продуктов и отмечался осенью. В это время заканчивалось приготовление впрок молочных продуктов, которые и употребляли на праздниках. Один из потомков - держателей трона Чингис-хана перенес время празднования Нового года с осени на конец зимы. По всему Востоку год исчисляется по лунному календарю, а "Сагаалган" приходится на первое число первого весеннего месяца. Новый год стал для этих народов одним из буддистских праздников с начала XV века, когда основатель школы Гелуг - великий буддийский деятель и реформатор Цзонхава разработал Устав своей школы и правила проведения буддийских праздников в монастырях. Именно он приурочил к народному Новому году буддийский праздник, связанный с победой Будды Шакьямуни над лжеучителями и совершением им 15 чудес в городе Шравасти. Поскольку монголы, буряты и тувинцы - последователи той же школы Гелуг, что и тибетцы, то и у них в первые две недели Нового года ежедневно в храме проводится служба в честь одного из 15 чудес Будды. Во всех буддийских храмах 4 февраля прошла церемония очищения - Дугжууба, разжигание костра. 5 февраля верующие традиционно встречают великую защитницу Учения Будды - Балдан Лхамо - Небесную богиню, которая в эту ночь обходит всю вселенную с особой ревизией, а 6 февраля - в первый день Сагаалгана - проводится хурал в честь наступившего Нового года. В течение 15 дней во всех дацанах будут проходить хуралы, посвященные 10 грозным защитникам - божествам Долголетия. Проведение официального обряда "Дугжууба" считается особо эзотерическим ритуалом, где сжигаются символы всего отрицательного. Его запрещено проводить в местах проживания людей. Нарушение этого запрета влечет за собой тяжелые последствия как для священнослужителей - исполнителей данного ритуала - так и участвующих в нем прихожан. Китайцы, празднуя Новый год, из всех богов буддийского пантеона выделяют Гуаньинь - женскую манифестацию бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары. Именно ее изображение ставят в домашних алтарях, ей приносят жертвы и возносят молитвы, прося быть милостивой и снисходительной к хозяевам дома. Вся прочая новогодняя обрядность у китайцев связана с их традиционной системой верований и ценностей, сформулированных конфуцианством и даосизмом. Японцы с 1873 г. живут по григорианскому календарю и, как и мы, празднуют Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января, а потом гуляют еще две недели. Однако, среди многочисленных обрядов, элементы буддизма незначительны: 108 ударов колокола в новогоднюю ночь и лампады, зажженные перед ликом богов в буддийских храмах. Праздник Нового года остался у японцев по своей сути народным, его встречают дома, а утром 1 января приходят на поклонение божествам в синтоистский храм.
|
|
|
||
|
||
|
Copyright © 2000 M.I.G. Media International Group |
Информация о сервере Экспорт новостей |