MIGnews.com
MIGnews.com
21 Июля  2001, Суббота 02:55   архив и расширенный поиск новостей


  Главная

  Политика

  Экономика

  События

  Происшествия

  Скандалы

  Аналитика

  Технологии

  Знаменитости

  Путешествия

  Спорт

  Здоровье

  Культура
  Наука

  Интервью

  Фоторепортаж

  Погода
  Форум
  Рассылка
   

 подписаться

 отказаться
  Архив новостей
  Июль
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31
  Июнь
1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30

  Реклама




Союз Журналистов





КультураВ мире
Венецианское стекло: хрупкая оболочка страстей
28.04 00:59 | MIGnews.com

История венецианского стекла не похожа на простодушную сказку о затейливом национальном промысле. Скорее, это полная страстей драма, замешанная на единоборстве творческих самолюбий и упорном стремлении венецианцев во что бы то ни стало добиться монополии в европейском стеклоделии.

С начала XIII века стеклянная промышленность Венеции развивалась чрезвычайно быстро. В это время венецианцы завезли из Константинополя бесценные образцы восточного стекла, завладев некоторыми важными тайнами ремесла. Коммерческая интуиция безошибочно подсказала торговой Венеции, каким неоскудевающим источником государственных доходов может стать правильно организованное стеклянное производство. Совсем скоро венецианские стеклоделы не знали соперников ни в самой Италии, ни в Европе, и власти тщательно следили, чтобы секреты мастерства не проникали как-нибудь за пределы города. Запрещалось, например, вывозить за границу материалы для приготовления стеклянной массы. Мастерам и их семьям грозили немыслимыми бедами, тюрьмой, смертью за попытки покинуть Венецию.

В течение столетий правительство старалось сдерживать поток стеклоделов-эмигрантов, маневрируя между политикой запугивания и заманивания. Преследования обычно ужесточались после очередного технологического открытия, вновь обеспечивающего венецианскому стеклу превосходство над продукцией конкурентов. Так было, например, после изобретения техники филигранного стекла (бесцветное прозрачное стекло, украшенное стеклянными нитями, введенными в массу. Нити эти, обыкновенно спирально скрученные, представляют бесконечно разнообразные сплетения. Чаще всего нити бывают белого (молочного) цвета).

Первоначально все мастерские находились на территории Венеции. Но в 1291 году Большой Совет постановил вынести стеклоплавильные горны за черту города: "per motivi da sanita", как значилось в декрете, а скорее всего из-за высокой пожарной опасности. И действительно, в последнем десятилетии XIII века все стеклянные заводы "прописались" на маленьком острове Мурано, в двух километрах к северо-востоку от Венеции. С тех пор венецианское стеклоделие неразрывно связано с этим обособленным участком суши, а стекло носит наименование муранского.

В XV веке муранское стекло чрезвычайно высоко ценилось во всей Европе. Венецианские дожи подносили изделия Мурано в качестве драгоценных подарков важным персонам, посещавшим город. Современники искренне поражались, что из стекла - малоценного, в сущности, материала - муранским мастерам удается создавать настоящие произведения искусства. В середине XV века сложились устойчивые художественные формы стеклянных сосудов, ставшие эталоном для многих поколений мастеров Мурано. Среди таких образцовых вещей – большие вместительные чаши и блюда, стоящие на крепких ножках; яйцевидные кувшины с коротким горлышком и высокой, элегантно изогнутой ручкой; сосуды для напитков, напоминающие позднеготические кубки; стаканы, имеющие вид воронки на низкой ножке. В XVI столетии слава муранского стекла становится поистине мировой. Его приобретают повсюду как предмет роскоши. Творения муранских мастеров достигают невероятной тонкости. В буквальном смысле слова. Сосуды смущают своей невесомостью, стеклянная масса поражает феноменальной чистотой и прозрачностью. Изображения традиционной прозрачной венецианской посуды можно во множестве встретить на полотнах итальянских живописцев.

Уникальное мастерство и художественная изобретательность муранских стеклоделов сказывались в исключительном разнообразии форм. Кувшины, графины, фляги, вазы, солонки, чаши, бокалы изготовлялись в Мурано в огромных количествах. Особой популярностью пользовались сосуды для питья в виде птиц, китов, тритонов и львов, колоколен и бочек и особенно – галер и гондол (эти маленькие стеклянные кораблики, по счастью, сохранились в музеях Западной Европы). Предметы из прозрачного бесцветного стекла (cristallo) так же, как и молочного стекла (latticinio или lattimo), декорировались обычно наваренными бесцветными или окрашенными деталями: розетками, масками, выпуклостями в виде капель и пузырей; края сосудов делались волнистыми и изогнутыми. Нередко роль причудливых и в то же время функциональных украшений выполняли птичьи и звериные хвосты, лапы, крылья, гребешки...

Но, увы, эпоха грандиозного триумфа муранского стекла постепенно клонилась к закату. В XVII веке "изменчивая мода" предпочла иные линии и пропорции. Нежные хрупкие изделия венецианских мастеров уступили место тяжелому граненому стеклу Богемии и Силезии. Однако вплоть до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер венецианской стеклянной продукции. Самым ходким товаром в эту пору были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, – незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.

Своим возрождением в середине XIX века венецианская стеклянная промышленность обязана адвокату из Виченцы Антонио Сальвиати. При финансовой поддержке двух англичан, больших поклонников венецианской старины, Сальвиати основал завод в Мурано и возобновил производство великолепных стеклянных изделий, "подражавших" великим образцам прошлого. С тех самых пор интерес к венецианскому стеклу не ослабевает. В мире достаточно коллекционеров, регулярно пополняющих свои собрания, в том числе на представительных европейских аукционах. Вещи с авторским клеймом Мурано не то что не выходят из моды, но только прибавляют с годами в цене. Ряд обстоятельств делает их вожделенными для знатоков изящного, ведь эти предметы – из тех, что неизменно создают атмосферу праздника.

Сегодня высокое ремесло венецианских стеклоделов получило развитие в предметном дизайне. Это закономерно и объяснимо. Безграничные пластические, цветовые, технологические и фактурные возможности стекла позволяют с блеском реализовать самую смелую авторскую идею. В известном смысле стекло – идеальный материал: оно одинаково органично и выразительно – в традиционных предметах столового обихода, в авангардных дизайнерских творениях, в чувственных образцах мелкой пластики. В наши дни "муранские мотивы" служат источником вдохновения для многих ведущих мебельных и дизайнерских фирм мира. Причем стекло выступает не только в привычном для него амплуа (светильники, люстры, многочисленные аксессуары), но и в необычной роли интерьерного "приклада" (дверные и оконные ручки, наконечники карнизов, выключатели).

Как и много лет назад, на острове Мурано открываются новые фабрики и мастерские. И как много лет назад, изготовление стеклянных предметов – от посуды до зеркал – осуществляется лишь тремя способами: выдуванием, литьем и прессованием. Необходимо заметить, что последние два были изобретены только в XIX веке, так что старые мастера пользовались единственным приемом – выдуванием. Технология эта применима только к стеклу и ни к какому более материалу. Мастер вооружается железной трубкой, на треть покрытой деревом (чтобы не обжигать руки) и снабженной на одном конце мундштуком, а на другом –грушевидным утолщением для набирания стекла. Нагретый на огне конец выдувальной трубки окунается в расплавленную стеклянную массу, которая легко пристает к трубке, образуя горячий ком. Быстро вынимая трубку из печи, мастер мгновенно начинает дуть в нее с противоположного конца. В стеклянном коме образуется полое пространство, увеличивающееся по мере того, как в него вдувается воздух... Таким способом изготовляются любые вещи: и мелкая стеклянная посуда, и большие зеркальные стекла. За две тысячи лет железная трубка стеклодела не претерпела никаких изменений и не подвергалась усовершенствованиям.
Возможно, потому так притягательны, так эмоциональны творения муранских художников, что в каждом предмете – след живого человеческого дыхания.


версия для печати          вся рубрика         


  Обсудить тему Искусство
Все по теме: Искусство




www.yandex.ru

  Вся лента    В мире    В СНГ
02:15 | Британские полицейские не умеют отличать женщину от мужчины

01:33 | Саммит в Генуе: тревога оказалась ложной

01:04 | Израильтяне и палестинцы не могут договориться по поводу того, кто взорвал офис ФАТХа

00:33 | Бывший нацист Микола Америке не нужен

00:01 | Рак диагностируется на молекулярном уровне


Татуировка – это модно, но опасно

Зубная щетка как средство лечения... геммороя


  Культура     В мире

05:49 | Древняя культура майя: величие и злой рок королевских писцов

22:02 | Наука на службе ... религии

12:20 | Украденные нацистами у евреев предметы искусства могли "осесть" в Австралии

19:40 | В Берлине открылась выставка художницы Дикер-Брандайс, обучавшей живописи детей в Освенциме

18:56 | Невыносимая легкость молчания писателя Милана Кундеры


Успешная охота британских спецслужб на арабского живца

Новости высоких технологий


  Просмотр новостей   Всего: 63 
за 6 ч. [ 11 ] за 18 ч. [ 48 ]
за 12 ч. [ 29 ] за 24 ч. [ 63 ]
 В мире      В СНГ      Все новости

LBN Platinum

  Rambler's Top100TopList     Copyright © 2000 M.I.G.
Media International Group
Информация о сервере
Экспорт новостей