|
|
ЗнаменитостиСНГ
|
|
23 апреля - 110 лет со дня рождения Сергея Прокофьева
23.04 00:24 | MIGnews.com
|
110 лет назад - в 1891 году - родился Сергей Сергеевич Прокофьев. Один из наиболее выдающихся композиторов России 20 века, Прокофьев создал целый ряд замечательных произведений во всех жанрах музыкального творчества: вокальном, симфоническом, камерно-инструментальном. Однако центральное место в его наследии принадлежит балету.
Балетное творчество Прокофьева в период до 1930-х гг. было, в основном, связано с деятельностью Русского балета Дягилева. Именно по заказу Дягилева Прокофьев работал над балетом на скифский сюжет в сотрудничестве с автором либретто поэтом С.М.Городецким, и хотя первый опыт композитора был отвергнут заказчиком, возникшая на его основе "Скифская сюита" для оркестра (1915) в дальнейшем неоднократно использовалась хореографами. В ней получили ярчайшее выражение образы языческой Руси с присущим им сокрушающим напором, первозданной силой и очарованием пустынного пейзажа, таящего в себе смутную тревогу.
Русская национальная природа творчества Прокофьева ярко проявилась в первом завершённом и поставленном дягилевском балете - "Сказке про шута, семерых шутов перешутившего" (1920) по мотивам русских сказок из собрания А. Н. Афанасьева. Подобно прославленному "Петрушке", "Сказка про шута..." вобрала в себя стихию русского балаганно-скоморошьего представления, переходящего порой в настоящий гротеск.
Стремление соприкоснуться с жизнью современной России отразилось в балете "Стальной скок" (1925). Критически относясь ко многим проявлениям большевистской диктатуры (о чем свидетельствует дневник, посвященный пребыванию на родине), Прокофьев, тем не менее, с одобрением относился к планам индустриального преобразования страны. В замысле этого балета, в создании антуража которого решающую роль сыграл художник-конструктивист Якудч отразилось увлечение "музыкой машин", что сочеталось с гротесково-карикатурным изображением как персонажей, представлявших "старую Россию", так примет нового быта.
Не пренебрегал Прокофьев и лирическим жанром, в создании характеров которого с удивительной полнотой раскрылось умение композитора раскрывать психологически сложные душевные движения. К этому циклу относятся балетах "Блудный сын" (1929), "На Днепре" (1930).
Крупнейшие достижения Прокофьева в балетном творчестве связаны уже с советским периодом деятельности. Балет "Ромео и Джульетта" (1936) на сюжет трагедии Шекспира стал событием мирового значения. Это произведение противостояло идейно-эстетическим установкам, которые провозглашались сторонниками социалистического реализма: вместо прямолинейно-однозначной конфронтации положительных и отрицательных героев в "Ромео и Джульетте" развернуты глубокие, психологически достоверные, а порой и противоречивые характеристики персонажей. Апология любви, поднявшейся выше насилия и раздоров, горячий призыв к примирению в ту пору, когда в обществе целенаправленно разжигались жестокость и ненависть к свободомыслию, не могли не затруднить вхождение шедевра Прокофьева в репертуар ведущих театров страны: балет был поставлен спустя 5 лет после его завершения.
Не менее впечатляющего успеха достиг Прокофьев в балете "Золушка" на сюжет сказки Ш. Перро (1944). Последним балетом Мастера стала "Сказка о каменном цветке" (1950), еще раз наглядно показавшая национальный склад музыки Прокофьева, его тяготение к эпическому повествованию, яркой жанровости картин народной жизни, традиционному для воспитанника петербургской композиторской школы сочетанию бытового правдоподобия с красочным великолепием фантастических сцен.
С балетным творчеством Прокофьева связана деятельность ряда крупнейших хореографов и артистов-танцовщиков: Мясина, Баланчина, Лифаря, Лавровского, Захарова, Григоровича, Бессмертновой, Васильева, Габовича, Дудинской, Ермолаева и многих других, но особенно -Г. С. Улановой - несравненной Джульетты и Золушки. Сочетание композиторских достоинств музыки Прокофьевой - её яркой образности, драматургической логики и чисто танцевальных свойств (энергия ритмов, особая пластичность гибкость и характерность) определило перманентное стремление к её хореографическому воплощению, причём не только в музыке балетов, но и во многих других произведениях одного из величайших "рыцарей семи нот".
Обсудить тему Искусство
Все по теме: Искусство
-
Распятие Микеланджело: сомнения сменились уверенностью 18.07.2001
-
Марк Шагал – в Венгрии, царь Давид – в Будапештской галерее 12.07.2001
-
Художники Хайфы посетят Центральный Дом художника в Москве 11.07.2001
|
|
|
22:22 | Билл Гейтс получил награду за вклад в развитие иммунологии
21:42 | Палестино-израильский конфликт: сводка дневных событий
20:39 | Индонезия: в Джакарте готовы ко всему
19:57 | Во Франции прошла церемония памяти жертв Холокоста
18:58 | Арафат требует созыва экстренного саммита арабских государств в борьбе за мир против Израиля
|
|
Просмотр новостей
|
Всего: 50 |
|